В Российской Федерации около 20 млн. трудоспособных граждан не трудоустроены и не стоят на учете в качестве безработных. Они образуют серый трудовой рынок, занимаются получением прибыли на регулярной основе без регистрации юридического лица или ИП. В настоящее время отмечается высокая доля неформальных трудовых отношений в большинстве организаций малого и среднего бизнеса.
Неформальными трудовыми отношениями признаются любые трудовые отношения, основанные на личной договоренности между работодателями и работниками, не получившие необходимого оформления в трудовых договорах и связанных с ними документах.
Трудовые отношения должны быть оформлены надлежащим образом, т.е. заключены трудовые договоры. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый их которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора должен быть передан работнику, другой – хранится у работодателя. В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре прописываются обязательные для включения в трудовой договор условия: условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, условия труда на рабочем месте. Работники, осуществляющие трудовую деятельность без оформления трудового договора, не получают всех социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» ст. 15 Трудового кодекса РФ дополнена положением, запрещающим заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем и введена новая ст. 19.1. В соответствии с данной статьей признать отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, трудовыми могут: лицо, использующее личный труд и являющееся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, или не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения ч. 2 ст. 15 ТК РФ; суд в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории области осуществляет Государственная инспекция труда в Нижегородской области.
При выявлении нарушений, связанных с отсутствием официального оформления трудовых отношений с работниками, виновным лицам грозит привлечение к административной ответственности.
С 1 января 2015 г. вступили в силу нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За указанные правонарушения ст. 5.27 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Совершение повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, аналогичного правонарушения влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей.
В целях сокращения нелегальной занятости в Нижегородской области Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф», объединением работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей» принято решение о повышении минимальной заработной платы для организаций внебюджетного сектора с 1 января 2015 г. до 7800 руб.
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2015 год от 05.12.2014 №286-П/440/А-637 и Уведомление работодателям организаций Нижегородской области, не участвующим в заключении данного соглашения, о присоединении к нему, опубликованы в газетах «Нижегородские новости», (публикации от 11.12.2014; 13.12.2014). Тексты этих документов размещены на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области, «Облсовпрофа», «НАПП».