Кулебаки, ул.Воровского 49
Главная Наш район Власть Карта сайта МФЦ
 //Органы местного самоуправления

Глава местного самоуправления
Администрация района
Земское собрание района
Муниципальные образования
Совет депутатов городского округа город Кулебаки

 //Контрольно-ревизионная комиссия

 //Совет общественности

 //Соответствие сайтa федеральному закону РФ № 8-ФЗ

 //Видеоматериалы

 //Информационное общество

 //КУЛЕБАКСКАЯ ЗЕМЛЯ: вчера, сегодня, завтра

Виртуальная экскурсия
Кулебаковедение
Кулебакский район в цифрах

 //Предложения инвесторам

 //Земля и
недвижимость

 //Муниципальные
закупки

 //Муниципальные
услуги

 //Интернет-приемная

Информация о приеме граждан
«Горячая телефонная линия»
Обращения граждан
Ответы на письма




70 лет Победы в
Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.
 //Город

 //СМИ Кулебакского района

 //Справка/
Полезная информация

 //Молодежная
рубрика

 //Банеры / Счетчики






 //Узнай о своих неисполненных обязательствах и долгах



 //Новости



29 января 2015 ()

« ... В лучах солнца, делая круги над нашим городом Кулебаки, летал махонький самолётик с чёрными крестами на крыльях. Это был немецкий разведчик – «рама…» (из воспоминаний В.В. Никольского).

«... Над Кулебаками иногда появлялись пролетающие на Горький фашистские самолёты. Работали зенитки, установленные на крыше термического цеха и других местах города... В этот вечер зенитчики сбили немецкий самолёт, и мы ходили в часовню смотреть мертвых немцев... Фашистские самолёты продолжали налёты на Горький ежедневно в один и тот же час, словно по расписанию...» (из воспоминаний директора КМЗК, в военную пору - начальника ремонтно-механического цеха А.Я. Рабиновича).

…В составе войск ПВО в других частях служили наши земляки В.И. Сосурова, М.Ф. Кузенкова (в батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) по звуку и через бинокль по силуэтам определяла летящий самолёт, его тип и скорость, направление и высоту и передавала данные соседним зенитным и авиационным частям. От постоянного перенапряжения уставала шея и кружилась голова.

А.Г. Морозова на фронт попала осенью 1942 г. только с третьего захода. В начале своей службы была кладовщицей по выдаче топлива шоферам и танкистам, позднее была переведена прожектористом в зенитный батальон. Какое нужно иметь искусство, чтобы мощным лучом света зацепить и удержать во тьме и сопровождать самолёт до тех пор, пока ослеплённый лётчик не попадёт под огонь зенитки.

Оператором на станции орудийной наводки в составе зенитно-артиллерийского полка служила З.М. Прозванчекова, определявшая координаты и скорость, направление самолёта, после чего передавала данные зенитчикам и нашим ястребам. В системе ПВО в годы войны служили Н.А. Власков, Б.М. Майоров (в составе зенитно-артиллерийского полка по охране г.Горького), а также М.И. Шкапов - все они были награждены орденами Отечественной войны и боевыми медалями. В составе 27-го ДАЗа с апреля 1942 года на защите Горького и Дзержинска находилась А.В. Храмова, награждённая боевыми наградами. Помогала нести охрану на улицах г.Горького А.И. Рощина.

После ноябрьских налётов с 4-6 числа 1941 г. и в связи с наступательными действиям нашей Армии под Москвой, налёты немцев прекратились до мая - июля 1942г. Затем на период подготовки к Сталинградской битве и после поражения немцев в данной битве, лётчики прекратили налёты и бомбёжку на г.Горький.

Но с 4 июня по 20 июня 1943г., готовясь к мощному реваншу на Курской дуге, гитлеровское командование решило стереть с лица земли Горьковский автозавод и другие объекты и начали с особой наглостью методично бомбить прежде всего автозавод. В результате массовых и серийных налётов немецких самолётов автозаводу был нанесён колоссальный ущерб - было разрушено 50 зданий и сооружений, 8 цеховых подстанций, 28 мостовых кранов, были выведены из строя 5900 единиц оборудования, 8 тысяч электромоторов, 9 тысяч метров конвейеров и транспортёров. Коллектив автозавода, не смотря на тяжёлое положение, ни на одни сутки после такого погрома не остановился, продолжал работать и выполнять военные заказы. Для полного его восстановления потребовалось около 100 дней.

Всей страной пришлось восстанавливать разрушенный автозавод. Определённую лепту внёс и Кулебакский завод металлоконструкций. Так, в июне 1943 года КЗМК было дано задание в течение одного месяца изготовить 672 тонны конструкций для этого. КЗМК был запущен в строй действующих 5 марта 1943 г., то есть совсем недавно, не хватало техники и кадров, поэтому работникам, занятым выполнением спецзаказа, приходилось работать по 14-16 часов. Многие ночевали на работе и не уходили домой. Заказ был сделан намного раньше срока. Кроме того специалисты завода выехали на автозавод и помогли в сборке. Особо отличившиеся в выполнении заказа были отмечены боевыми орденами Красной Звезды.

Город Горький и труженики области внесли выдающийся вклад в разгром фашистской Германии, поставив в годы войны фронту по данным справочника «Горьковчане в Великой Отечественной войне» (ВВКИ, г.Горький, 1990 год, стр. 120):

- 1/3 часть всех танков и самоходных орудий (23,6 тыс. танков, 9 тыс. САУ из 102 тыс., собранных в СССР;

- 1/4 часть истребителей (15 тыс. из 65 тыс., выпущенных в нашей стране) ;

- 1/5 часть пушек (100 тыс. из 500 тыс., произведённых в СССР).

И вполне законным будет присвоение городу Нижнему Новгороду звание Города воинской славы. Он его заслужил достойно и честно.




Н.С. Ульянов

Фото из Интернета

На фото

1 Горьковский автозавод после немецкой бомбёжки в июне 1943 года.

2 Производство танков Т-34 на горьковском заводе «Красное Сормово»

Продолжение следует.


 


категория: , / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: / оценить новость:
Добавить комментарий к «КУЛЕБАЧАНЕ НА ЗАЩИТЕ НЕБА. ЧАСТЬ II»
Имя

E-mail

angry evil grin laugh sad smile wink 



© 2008 – 2015 Администрация Кулебакского района | разработка и дизайн Виртуальная Выкса