Единый информационный день на тему: «О формировании и дальнейшем развитии единой системы оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области» состоялся 11 декабря 2014 года в зале заседаний администрации Кулебакского района.
В его работе приняли участие главы МСУ и главы администраций поселений района, руководители администрации Кулебакского района и города Кулебаки, депутаты представительных органов власти, руководители и работники учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной сферы, представители общественных организаций, СМИ.
Открыла мероприятие глава администрации Кулебакского района Людмила Александровна Узякова. С информацией о развитии единой системы оперативно-диспетчерского управления в регионе выступил первый заместитель главы администрации Кулебакского района Олег Вячеславович Чиндясов. Доклад на тему: «О формировании и дальнейшем развитии единой системы оперативно-диспетчерского управления Кулебакского района» представил начальник ЕДДС администрации района Вячеслав Геннадьевич Карочкин.
Вниманию присутствующих был представлен фильм о функционировании единой системы оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области.
В настоящее время на областном уровне создана и функционирует единая системы оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области (далее - ЕСОДУ), которая является подсистемой Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций /далее – РСЧС/, а на муниципальном уровне объединенная система оперативно-диспетчерского управления (далее – ОСОДУ), представляющая собой организационно-техническое объединение органов управления, дежурно-диспетчерских и аварийных служб, линий связи, в том числе дублирующие каналы радиосвязи. Она определяет порядок взаимодействия, систему и регламент работы ответственных должностных лиц, систему мониторинга и лабораторного контроля при определении параметров аварийной или чрезвычайной ситуации.
Целью ЕСОДУ является повышение оперативности управления и эффективности функционирования дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Центральным органом управления этой системы является:
на региональном уровне – центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Нижегородской области (ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области);
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), которые взаимодействует с дежурно-диспетчерскими службами различной ведомственной принадлежности, размещаемыми на соответствующих территориях.
Региональный уровень включает 3 управляющих центра:
центр управления кризисными ситуациями Главного управления МЧС России по Нижегородской области (ЦУКС),
центральная дежурно-диспетчерская служба министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (ЦДДС),
аналитический центр кризисных ситуаций (АЦКС), развернутый в штате оперативно-распорядительного управления Правительства Нижегородской области.
Данные управляющие центры обеспечивают информационное взаимодействие объединенных систем оперативно-диспетчерского управления и реагирования, которые созданы в муниципальных образованиях.
В областную систему входят дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренных оперативных служб, а также ДДС федеральных органов исполнительной власти, ДДС контрольных и надзорных органов управления и служб жизнеобеспечения.
Муниципальный уровень включает ЕДДС муниципальных образований, а также ДДС, расположенные на территории муниципального образования, объединяющие все службы быстрого реагирования (органы внутренних дел, пожарные части, скорая помощь, гор (райгаза), муниципальные аварийные службы ЖКХ и др.). Координатором выступает руководство муниципального района (городского округа).
Поселковый уровень включает дежурные службы сельских (поселковых) администраций, которые взаимодействуют с основными поставщиками коммунальных, транспортных и иных услуг, оказываемых населению. Координатором выступает руководство городской (сельской, поселковой) администрации.
Для повышения оперативности и эффективности действий экстренных служб на уровне Правительства Российской Федерации принято решение по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» в срок до конца 2017 года. Работа в этом направлении спланирована и проводится на территории Нижегородской области.
В настоящее время единый номер «112» успешно действует на всей территории городских округов и муниципальных районов Нижегородской области. Однако обработка всех вызовов населения по этому номеру осуществляется в Са11-центре ЦУКСа.
В соответствии с концепцией развития и в связи с большим количеством обращений населения, данные функции будут выполнять ЕДДС городских округов и муниципальных районов. Таким образом, ЕДДС-112 (муниципального образования) будет не только являться диспетчерским пунктом по переадресации обращений граждан и постановке таких обращений на контроль, но и инструментом технологической поддержки действий главы муниципального образования в различных кризисных ситуациях, в том числе, за счет использования общей базы данных ЕСОДУ Нижегородской области, осуществляя оперативные запросы в режиме оn-linе и получая при этом информационную поддержку.
Таким образом, с учетом функционирования развернутой единой системы оперативно-диспетчерского управления и реагирования на аварийные и чрезвычайные ситуации, перспективными планами по ее дальнейшему совершенствованию (в том числе, системы «112») для жителей Нижегородской области уже сейчас созданы все условия по получению своевременной и необходимой помощи при угрозе или возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций.