В очередном заседании районного Совета общественности приняли участие глава МСУ района Л.П.Смирнов, глава администрации района Л.А.Узякова, глава МСУ города С.Б.Чернышов, глава администрации города С.В.Лужин, представители двадцати общественных организаций.
- Такое широкое представительство, - сказал, открывая заседание, Л.П.Смирнов, - обусловлено задачами, стоящими перед районным Советом общественности. Главные из них – обеспечение конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями, вовлечение их в процесс принятия и реализации наиболее важных управленческих решений. Оба вопроса, вынесенные на обсуждение, имеют серьёзное социально-экономическое и общественно-политическое значение.
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ: ПЛЮСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МИНУСОВ
ПО ПЕРВОМУ вопросу «О создании городского округа в Кулебакском районе» выступил Л.П. Смирнов:
- Решению создать городской округ предшествовало тщательное изучение соответствующего законодательства, принятие закона Нижегородской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области», знакомство с опытом работы вновь образованных городских округов. В первую очередь, преобразованию подвергаются те муниципальные образования, в которых основное население сосредоточено в городе (Н. Новгород, Выкса, Бор, Саров, Дзержинск и т.д.). И в Кулебакском районе большая его часть проживает в центре, что является одной из предпосылок преобразования.
Инициатива представительных органов города и района о преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Кулебакского района (г. Кулебаки, рабочие посёлки Велетьма и Гремячево, Мурзицкий, Серебрянский, Саваслейский, Тёпловский сельсоветы), путем их объединения во вновь образованное городское поселение с наделением его статусом городского округа вначале была рассмотрена и поддержана на политсовете МО ВПП «Единая Россия».
Нашу инициативу одобрил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
Главный аргумент, которым руководствовались инициаторы, - это неоспоримый факт, что при городском округе повысится эффективность управления территорией. Сегодня, несмотря на то, что каждый орган МСУ муниципальных образований имеет свои полномочия, целый ряд функций дублируется, что приводит к невозможности решить тот или иной вопрос быстро и в одном кабинете.
Другой немаловажный аргумент: единая территория – единый бюджет.
В настоящее время сельские администрации из-за бюджетной несостоятельности постоянно передают району значительное число вопросов местного значения. При городском округе бюджет будет общий, консолидированный. Объединенные средства можно будет направлять на решение не только первоочередных задач, но и на большие, перспективные дела, например, на строительство школ, детских садов, дорог и т.д.
Объединение создаст предпосылки для формирования единых систем социального обеспечения, культурного обслуживания. Появятся крупномасштабные проекты по капитальному ремонту, развитию инженерной инфраструктуры. У поселений будут равные возможности для развития, которых сегодня, по причине разных и, чаще всего, скудных бюджетов, не имеется.
Утверждая бюджет, депутатский корпус обязательно будет иметь в виду и город, и село. Округ должен развиваться поступательно.
Следующий аргумент – сокращение количества чиновников, поскольку в настоящее время у некоторых из них, как уже говорилось, одни и те же функции.
Что касается работы с сельским населением, то мы изучали разные системы. На наш взгляд, лучшая, - когда отделы, работающие с ним, расположены в самих поселениях. Специалисты могут на местах вести приём граждан, выдавать справки, рассматривать обращения, проводить какие-то мероприятия и т.д. Тогда никто не почувствует себя забытым и обделённым.
Одним словом, речь идёт о переформатировании органов власти, встраивании их в более работоспособную вертикаль.
Хочу сказать, что лично у меня сомнений в том, что преобразования необходимы, нет, но последнее слово – за населением. Преобразование муниципальных образований района в городской округ произойдёт лишь в том случае, если на референдуме, который состоится 5 апреля 2015 года, за него проголосует большая часть избирателей.
В случае положительного решения вопроса 13 сентября 2015 года состоятся выборы депутатов представительного органа вновь образованного городского округа.
Участвуя в обсуждении вопроса, Л. А. Узякова подчеркнула, что нынешняя система управления районом очень сложная. Несмотря на то, что органы МСУ муниципальных образований, имея свои уставы, должны действовать самостоятельно, они действительно очень часто передают свои полномочия району. И причина не только в недостаточном количестве денежных средств на их исполнение, но и в отсутствии соответствующих кадров.
Надо признать, что недовольство «двоевластием» (а в нашем случае в 8 муниципальных образованиях её гораздо больше) появилось уже в первые годы реализации 131-го федерального закона.
С.Б. Чернышов, поддержав идею создания городского округа, назвал подготовку к референдуму задачей номер один. При этом он отметил, что расширенное заседание Совета общественности района также послужит её решению. Надо довести до населения всю необходимую информацию.
Большую заинтересованность по вопросу проявили Н.П. Медведева, Р.В. Жишкеев (члены Совета общественности при главе МСУ района), которые интересовались, теряются ли при создании городского округа сельские льготы, Е.А. Гусев, А.В. Дёгтев (председатель и заместитель председателя Общественного совета при Отделе МВД по Кулебакскому району) – каким образом будет формироваться представительный орган и избираться его председатель; закон Нижегородской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области» в части создания городского округа необходимо довести до населения, Н.М. Молодцов (член Совета общественности при главе МСУ района, председатель профкома ОАО «Русполимет») - идея создания округа поддержана и профкомом предприятия, и его Советом ветеранов, Андрей Серебряков (руководитель ВОО «Молодая гвардия Единой России»), Андрей Маскаев (председатель Молодёжной палаты при Земском собрании): молодёжь - за создание городского округа, В.Ф. Чернов, руководитель Кулебакского отделения Союза журналистов России (также поддерживаю данную инициативу) и т.д.
На вопросы отвечали Л.П. Смирнов, Л.А. Узякова и С.Б. Чернышов. В частности, отмечалось, что сельские льготы сохранятся; депутаты будут избираться по одномандатным округам на муниципальных выборах, а глава округа, он же глава МСУ, - из числа депутатов представительного органа; численность депутатского корпуса будет установлена законом Нижегородской области по предложению Земского собрания района.
ЧЛЕНЫ Совета поддержали инициативу представительных органов местного самоуправления города и района создать на территории района городской округ. Предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения, внесены в решение Совета и направлены в качестве рекомендаций главе МСУ района.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ВВОДИТСЯ В БУДУЩЕМ ГОДУ, А ПОДЛЕЖИТ УПЛАТЕ В 2016 ГОДУ
ВЫЗВАЛ интерес и второй вопрос – «О введении налога на имущество физических лиц в 2015 году». С информациями по нему выступили Л.А. Узякова и заместитель главы администрации города В.В. Туляков.
Вкратце ситуация выглядит следующим образом. Новые условия начисления налога на имущество физических лиц вводятся в связи с признанием утратившим силу закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ, с принятием закона от 05.11.2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения». То есть, если раньше налог на имущество физических лиц начислялся исходя из инвентаризационной стоимости объекта, то с 2015 года – из кадастровой.
При определении данной налоговой базы существует множество нюансов. К примеру, при расчете налога на такое имущество, как квартира, её кадастровая стоимость будет уменьшена на величину стоимости 20 кв. м её площади, дома – на величину стоимости 50 кв.м его площади. Дома площадью менее 50 кв.м совсем не будут подлежать налогообложению.
Размеры налоговых вычетов определяются в соответствии с налоговым кодексом РФ. Ставка налога на такие объекты, как дом, квартира, гараж в городе устанавливаются в размере 0,3%.
Поскольку новый платёж представляет собой дополнительную финансовую нагрузку для населения, принято решение всё делать постепенно и последовательно. Увеличение взносов будет совершаться в течение 4-х лет – с 2015 по 2018 год.
В результате полученной информации участники заседания узнали о том, как будет рассчитываться налог на имущество физических лиц, для каких категорий налогоплательщиков будут существовать льготы и т.д.
Что касается льгот, то все имевшиеся ранее привилегии сохранятся – не подлежит налогообложению имущество, принадлежащее пенсионерам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам детства, участникам войны, военнослужащим и т.д. Вместе с тем, вводятся небольшие ограничения. Например, льготу можно будет применять только к одному объекту недвижимости, выбранному самим владельцем.
Налог на имущество физических лиц вводится с 2015 года, а подлежит уплате в 2016 году.
КОММЕНТИРУЯ выступления, Л. П. Смирнов отметил, что Совет общественности в данном случае действует с опережением. Но чем раньше население получит информацию, тем больше времени у него будет, чтоб разобраться в этом непростом вопросе.
В обсуждении вопроса приняли участие С. Б. Чернышов, А.В. Дёгтев, Б.А. Верин (городское общество инвалидов), А. А. Полковников (заместитель председателя Земского собрания), В.Ф. Чернов, другие.
Отметив, что любой закон подлежит неукоснительному исполнению, все сошлись во мнении, что в целях избежания потерь денежных средств, которые должны поступить в казну муниципальных образований от налога на имущество физических лиц и которые, несомненно, будут направлены на развитие территорий, необходимо вести целенаправленную разъяснительную работу.
Закрывая заседание, Л.П. Смирнов поблагодарил всех за плодотворную работу и пригласил общественные организации и впредь принимать активное участие в работе районного Совета общественности.
О. В. КЛЮШИНА, председатель Совета общественности при главе МСУ Кулебакского района