4 сентября 2008 ()
Интервью Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева федеральным информационным агентствам: ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА Новости, Росбалт
ВОПРОС: На момент Вашего вступления в должность главы региона, в Нижегородской области сложилась достаточно острая политическая ситуация. Были разногласия и столкновения между Законодательным собранием, областным правительством, политическими элитами. Удалось ли Вам уравновесить ситуацию и наладить конструктивный диалог?
В.П. Шанцев: С моей точки зрения, все эти «конфликты» были связаны с отсутствием общей цели и, в конечном итоге, общего дела. Каждый защищал какие-то свои интересы. А когда появляется общий вектор, направленный на общее благо; когда необходимо реализовывать конкретные задачи, заниматься развитием экономики, социальной инфраструктуры, решать конкретные вопросы людей и повышать качество жизни, то на выяснение отношений времени не остается. Я не испытываю никаких трудностей, когда прихожу в городскую думу, в Законодательное собрание области, в любую иную инстанцию. Меня слышат и понимают, о чем я говорю.
Однажды я прочитал где-то, что политическая жизнь области стала беднее. Вот ведь «беда» какая! Нет никаких политических стычек, драк, нечем народ развлечь. Причина проста – воздерживаемся от таких спорных предложений, вокруг которых можно было бы развернуть драку. В этом весь смысл. И, как правило, все делаем открыто. Например, бюджет области каждый год обсуждаем даже не с первого, а с нулевого чтения. Бывает, что бюджет еще не вынесен на Законодательное собрание, а депутаты уже работают с этим документом, и не только каждый в отдельности, но и депутатские группы, профильные комиссии. В полном составе Законодательное собрание собирается заранее, чтобы задать областному правительству прямые вопросы, на которые мы отвечаем, обсуждаем проблемы и все бюджетные противоречия и недочеты.
Главное, что удалось, - сделать систему понятной. Конечно, есть и недовольные; есть те, кому что-то не нравится, но их абсолютное меньшинство. Но мы и с ними работаем. Надо иметь терпение и выслушивать всех, и в этом плане у нас меня полный порядок.
ВОПРОС: За последние 3 года значительно выросли доходы областного бюджета. Каким образом удалось пополнить «карман России», и какие еще есть возможности, рычаги, резервы для дальнейшего роста бюджетных доходов?
В.П. Шанцев: Совершенно очевидно, что основа бюджета региона– это экономическая деятельность субъектов предпринимательства и бизнеса на территории Нижегородской области. Поэтому самым первым нашим шагом был анализ существующей налоговой дисциплины, оценка ее результативности. Вторым направлением стали мероприятия по развитию налогооблагаемой базы. Если говорить по пропорциям, то, конечно, процентов тридцать налогов - это то, что мы «выжали» за счет укрепления дисциплины, а все остальное, - это развитие эффективности предприятий всех отраслей. Об этом говорят и результаты: первый и самый главный показатель, который характеризует экономическую деятельность любого региона – это внутренний региональный продукт. В 2005 году мы имели внутренний региональный продукт на сумму 299 млрд. рублей, а на конец 2008 года мы будем иметь около 600 млрд. рублей.
И самое главное, что это было сделано не за счет увеличения численности работающих при неизменном уровне производительности труда. То есть, в 2005 году мы на одного жителя области производили внутренний региональный продукт на 87,4 тыс. рублей, а в этом году - на 175 тыс. рублей. Это удвоение связано с тем, что почти вдвое увеличилась производительность труда и отдача от каждого, кто сегодня трудится. Это главное направление нашей деятельности во всех сферах экономики.
Мы разработали стратегию экономического развития области /до 2020 года – прим. ИТАР-ТАСС/, затем среднесрочные планы, на которые ориентируемся, составляя годовые планы социально – экономического развития. Если говорить по основным составляющим, то более 90 процентов нашей экономики – это обрабатывающие отрасли промышленности. Объем отгрузки в этой сфере составлял в 2005 году 334 млрд. рублей, текущий год мы заканчиваем с результатом около 670 млрд. рублей. Опять удвоение.
Если говорить о строительстве, то на 2005 год приходилось 31,8 млрд. рублей выполненных работ, а в этот год заканчиваем на «отметке» в 75 млрд. рублей. Если сравнивать показатели в торговле, то три года назад товарооборот составлял 140 млрд. рублей, в этом году намечается рост показателей до 300 млрд. рублей. Объем платных услуг также вырос с 34 млрд. рублей в 2005 году до 67 млрд. рублей в этом году. Это и привело к удвоению бюджетных доходов, потому что растут объемы производства, а вслед за ними растут налоговые отчисления.
Чтобы сохранить позитивные тенденции увеличения доходности бюджета, необходимо закладывать базу на перспективу. Перспективы здесь связаны только с одним – с инвестициями, потому что нет другого регулятора в рыночной экономике, кроме инвестиций. Поэтому этим вопросом мы занимались очень серьезно. И если инвестиции в основной капитал три года назад составляли 64 млрд. рублей, то этот год будем заканчивать с результатом 152 млрд. рублей. Иностранные инвестиции в экономику региона в 2005 году составляли 109 млн. долларов, в этом году прогнозируется итог в сумме 420 млн. долларов. Считаем, что этого еще мало: нам надо приближаться к «отметке» в миллиард долларов. Потому что иностранные инвестиции, как правило, приводят с собой совершенно другой уровень технологий, другой уровень производительности труда, хотя и наши инвесторы тоже закупают самое передовое технологическое оборудование, потому что покупать старье – это равносильно проигрышу.
Теперь, что касается налоговой дисциплины. Мы начинали три года назад со сплошных налоговых недоимок по всем налогам: 500 млн. рублей по прибыли, 600 млн. рублей по подоходному налогу, еще 500 млн. рублей недоимки по арендной плате за землю и так далее. Предыдущее областное правительство могло профинансировать только 65 процентов расходов, утвержденных бюджетом. На оставшееся не хватило денег, потому что их не могли собрать.
Когда меня назначили на пост губернатора Нижегородской области, в августе 2005 года отставание по бюджетным сборам составляло 2,5 млрд. рублей. В итоге же мы сумели завершить 2005 год с позитивом, вернули за полгода отставание и еще на 600 млн. рублей дополнительно пополнили областную казну, и уже от достигнутой базы начали формировать бюджеты 2006 и 2007 годов. Когда мы начинали работать в регионе, предприятия размышляли над вопросом: платить или не платить налоги? Уже через полгода формулировка вопроса изменилась на «сколько платить?». А еще через полгода пришло понимание того, что платить надо ровно столько, сколько начислено. Сейчас со многими крупными компаниями мы заключаем договоры о том, чтобы они платили больше, чем полагается по расчетам, с тем, чтобы стимулировать развитие территорий, на которых они находятся. Потому что многие инвесторы уже поняли, что не только рабочие места, но и среда обитания сегодня привязывают человека к тому или иному предприятию. А текучесть кадров сегодня - очень серьезная проблема для всех. Кто хочет успешно работать, тот должен привязать кадры к своему бизнесу. Без этого перспектив никаких.
К примеру, представители всем известной компании Интел, разработчика компьютерного программного обеспечения, работающей на территории области, твердо заявили, что сейчас в их повестке дня не объемы инвестиций, а мозги, интеллектуальный потенциал, профессионализм. Вот за это идет борьба - за профессионалов. Кто сможет работать профессионально, тот и победит.
ВОПРОС: При разработке долгосрочной стратегии развития области Вы поставили развитие промышленности в основание не только экономического роста, но социального развития региона. При этом, в прямом общении с руководителями ведущих промышленных предприятий Вы делали ставку на техническое переоснащение производства, внедрение новых технологий и оборудования, повышение качества и конкурентоспособности продукции, на инновации. Насколько удалось региону продвинуться в этом направлении?
В.П. Шанцев: Диалог удался. Сегодня мы имеем очень тесный рабочий контакт с областной Ассоциацией промышленников и предпринимателей, со всеми отраслями. Областное министерство промышленности и инноваций имеет постоянные контакты по всем текущим делам и производственным показателям. Мы делаем прогнозы, даже не связанные со статистикой, и с нами охотно делятся информацией. Мы участвуем в обсуждении практически всех проектов по модернизации, реконструкции, техническому перевооружению и строго контролируем как своих, так и муниципальных служащих, чтобы они не тормозили, а помогали этому развитию в процессе согласования всех тех процедур, которые надо пройти.
В июле в Нижегородскую область приезжал председатель правительства Владимир Путин, и мы обсуждали феномен Выксунского металлургического завода, которому удалось за 3 года практически в «чистом поле» построить новый завод. Президент Объединенной металлургической компании Анатолий Седых ответил, что в «Нижегородской области организовано совершенно прозрачное пространство, процессы согласования не занимают большого количества времени, и мы прошли эти этапы в кратчайшее время».
ВОПРОС: Насколько промышленные предприятия региона улучшили качество продукции и повысили техническую оснащенность производства? Насколько активно вошел в жизнь инновационный подход и инновационные технологии?
В.П. Шанцев: Если растут объемы отгрузки готовой продукции, значит, ее покупают. Плохую продукцию сегодня никто не купит. Поэтому, естественно, все осваивают выпуск новой продукции, а значит, технически перевооружаются. Сам рост объемов производства в 2 раза за 3 года при снижении численности работающих как раз и говорит о том, что именно по этому направлению идут сегодня наши предприятия. Взять, к примеру, судостроительный завод «Красное Сормово». Три года назад все его стапели выглядели как сплошные «горячие точки» - там работало 500 сварщиков. Сейчас производство автоматизировано, стоят автоматические и полуавтоматические линии. Или посмотрите наши машиностроительные предприятия: там из цехов сегодня выносится практически все старое оборудование, ставятся современные обрабатывающие центры, мощные, со скоростью 18 – 25 тысяч оборотов в минуту. Один такой центр заменяет собой практически полцеха.
Все эти изменения позитивно сказываются на работе предприятия. Повышается квалификация работников, растет заработная плата. Люди уже начинают держаться за свои рабочие места. У нас достаточно рабочих кадров, просто многих людей мы занимаем такими производственными операциями, которых уже давно нет на предприятиях промышленно развитых стран. Они уже давно исключили эти, как правило, низко квалифицированные и мало оплачиваемые операции из технологического цикла, а мы сами создаем себе проблемы, держась за эти неэффективные рабочие места, которые никто не хочет занять. Поэтому я рад, что со многими предприятиями мы нашли контакт и решаем проблемы, хотя, честно говоря, многих пришлось убеждать. Считалось, что у нас безграничный человеческий ресурс - заплатишь, и придут, и все сделают. А потом оглянулись, а вокруг нет никого, - некого уже звать.
Что касается инновационной продукции, то здесь мы провозгласили не только курс поддержки инновационных идей и инновационных проектов. Сегодня речь идет об инновационном укладе экономики. Мы должны выпускать только новую продукцию/. И каждый инновационный проект должен это предусматривать. На заседаниях Инвестиционного совета всегда звучит традиционный вопрос инвесторам: «Что мы получим в итоге? Новую продукцию, новую платную услугу, или еще что-то новое с совершенно другим качеством, другим содержанием, и, если хотите, с другим брендом?» Как правило, используем марки ведущих, самых мощных фирм, с тем, чтобы продукция пользовалась спросом у населения.
Мы сумели переломить сознание тех, кто выпускал продукцию для себя и тешил себя тем, что она «самая хорошая». Как в семье, где для родителей его ребенок и самый лучший, и самый красивый, и самый умный. Теперь пришло понимание, что работать надо не для себя, а для потребителя. Прошли те времена, когда продукцию выпускали неизвестно для кого, зная, что Госплан или кто-то еще «сверху» точно придет, заберет ее и продаст. Главная наша беда была именно в том, что сами себя обманывали. Сегодня, к счастью, этот этап завершен. И я рад, что сегодня образцы нашей продукции, тех услуг, которые мы представляем на различных российских и международных конференциях, форумах и ярмарках завоевывают золотые, серебряные, бронзовые медали. Они признаются лучшими не на уровне местного «междусобойчика», а на солидных форумах, проходящих не один десяток лет.
ВОПРОС: Одна из основных задач, обозначенных в стратегии развития области, это обеспечение лидерства в автомобилестроении. Как далеко область продвинулась в этом направлении на сегодняшний день. И еще один вопрос, имеющий к Вам некоторое личное отношение: во время открытия движения на межрегиональной автодороге, Вы прокатились на новой машине «Волга Сайбер». Когда машина запускалась в серийное производство, руководство компании «Группа «ГАЗ» высказало такую мысль, что с ее выпуском идея пересадить чиновников на отечественные автомобили становится реальной. Как Вы думаете, возможно ли это?
В.П. Шанцев: Нижегородская область давно уже является признанным автомобильным кластером, и поэтому, когда мы готовили стратегию развития региона, нам не надо было «изобретать велосипед», - все уже придумали до нас. Был Горьковский автомобильный завод, вокруг которого имелась довольно серьезная, как мы говорим, «юбка» предприятий. Они обеспечивали «ГАЗ» деталями и узлами. Надо было только осовременивать всю эту структуру автомобильного кластера, и дополнить его, может быть, мощностями, которых у нас не хватает. Если по каким-то компонентам перебор, то надо добавить сборку. В общем, сегодня у нас есть перспектива к 2012 году выйти на уровень сборки до 1 млн. автомобилей в год.
Речь идет обо всех наших автосборочных предприятиях, но, главным, как и прежде, безусловно, является Горьковский автозавод. Одновременно с этим очень серьезно развивается производство автокомпонентов. Помимо таких лидеров, как совместного ГАЗовского и канадской «Магны» или российского «Автокомпонента», у нас практически каждый месяц появляются новые предприятия в этой сфере, в том числе и с участием иностранных партнеров.
Мы будем и дальше развивать такое перспективное сотрудничество, но не всегда эти перспективы видны сразу. Часто спрашивают, почему при всех стараниях, в наш регион не пришли крупные автомобильные компании? Напрашивается встречный вопрос: а зачем к нам эти «большие» хотели прийти? Мы практически со всеми ведущими компаниями переговорили, и никто из них объемов производства более 40 тыс. автомобилей в год не называл. А такой объем, это, по сути дела, открытие магазинчиков по продаже так называемых «собранных у нас» автомобилей. На самом деле их привозят в Россию собранными, здесь разбирают, потом опять собирают и продают без налогов и таможенных пошлин. И если для кого-то «на безрыбье и рак – рыба», то нам, имеющим такие объемы автомобильной промышленности, этого делать нельзя. Мы тем самым поставим под сомнение правильность выбранного направления. А оно экономически более выгодно во всех отношениях. Ведь те же «Форд», «Тойота», «Ниссан», заключившие соглашение с Министерством экономики и развития РФ, обязались через 7 лет после начала выпуска автомашин в России выйти на уровень локализации производства до 35 %. У нас же, если говорить о производстве автомобиля «Волга Сайбер», уже на момент включения конвейера локализация производства была 35 %. А через 7 лет она составит уже 85 %.
Чем это выгодно нашей стране и нашему региону? В себестоимости автомобиля сборка составляет всего 17 % прибавочной стоимости. Остальные 83 % приходится на автокомпоненты. И все зависит от того, насколько локализовано производство автомобилей. Если и сборка, и производство автокомпонентов находятся внутри региона и страны, то это означает большую прибавочную стоимость, большую прибыль и более высокую заработную плату. А основные наши налоги – это налоги на прибыль.
Сам сборочный процесс требует небольшого количества рабочих мест. Как правило, он больше всего поддается автоматизации. И когда крупные иностранные компании, которые приходят на российский рынок, говорят, что будут производить 40 тысяч автомобилей, сразу понятно, что это без локализации производства. Потому что локализация производства, выпуск автокомпонентов не выгодны производителям на объеме ниже 110 тысяч единиц в год. Иначе выйдет себе в убыток. А какой бизнесмен будет работать в убыток? Поэтому мы всегда отказывались от объемов, которые нас не устраивали по цифрам: 35, 40, 50 тысяч единиц в год. Мы знали, что это ни к чему не приведет.
У нас сегодня существует несколько направлений развития «ГАЗа», несколько направлений развития Павловского автобусного завода, есть площадка в Семенове по созданию совместного с итальянской компанией «Ивеко» предприятия «Савеко». В стадии проектирования сейчас находится автомобильное производство на площадке около города Бор с украинской компанией «Объединенные транспортные технологии». Это тоже объем где-то под 160 тысяч автомобилей в год с полным циклом штамповки, сварки, окраски, производства двигателей.
Если говорить об автокомпонентах, то здесь, прежде всего, речь идет о развитии Заволжского моторного завода с проектом по производству до 90 тысяч автомобильных двигателей F1A в год. Неважно, что сборка этих автомобилей / «Фиат – Дукато» - прим. ИТАР-ТАСС /происходит в Татарстане. Двигатель – это основа автомобильного собирательства, и все экономические компоненты остаются у нас. К этому добавляется предстоящее развитие производства подшипников совместно с японскими компаниями на очень большой объем, будет развиваться производство поливинилхлорида, Считаю, что это направление мы сегодня продвигаем нормально.
ВОПРОС:- Чиновникам-то будете покупать «Сайберы»?
В.П. Шанцев: Сначала попробуем. Тем более, что по нашим и международным законам первые 500 автомобилей не продаются, а передаются в опытно-промышленную эксплуатацию. Мы попросили у «ГАЗа», чтобы на наш аппарат выделили какое – то количество автомобилей, и нам обещали порядка 25 машин. В ходе обкатки будем выявлять все недочеты, доведем машину до ума все вместе.
Я попробовал, мне автомобиль понравился. В ближайшие дни «Сайберы» появятся и в автопарке областного правительства. Сейчас идет процесс документального оформления передачи автомобилей.
ВОПРОС: Федеральное правительство ставит задачу увеличения массового жилищного строительства. Готова ли Нижегородская область к реализации такой масштабной программы? Каковы проблемы и перспективы строительства жилья для населения, и какова ситуация с оформлением права собственности на землю? Как много в регионе неэффективно используемых участков, которые потенциально могут быть переданы области под массовое жилищное строительство?
В.П. Шанцев: Объемы жилищного строительства удвоились за эти три года. Если в 2005 году мы строили по 0,2 квадратных метра на человека в год, то 2008 год заканчиваем с объемом 0,4 квадратных метра на человека. Это говорит о том, что взятые на себя обязательства мы выполняем, и в перспективе планируем строить в год по 1 квадратному метру на человека. Думаю, что это перспектива 2012 – 2013 годов. Самое сложное здесь как раз в выделении земельных участков под многоэтажные, многоквартирные дома, особенно в Нижнем Новгороде. Что бы ни говорили, а основные объемы жилья будут строиться и передаваться жителям через социальные программы или продаваться на рынке в таких крупных городах, как Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас.
Одновременно развиваем и малоэтажное строительство, вводим в строй и домостроительные комбинаты, изготавливающие блоки и конструкции для малоэтажных домов, создаем производства по выпуску кирпича, черепицы, бруса, ДВП, строим заводы по выпуску асфальта, планируем строительство двух заводов по производству строительного цемента на нашем месторождении и около месторождения в Кировской области.
Кроме того, сегодня мы размещаем в Дзержинске производство для изготовления арматуры, - это проект компании «Северсталь». Будет основа для монолитного железобетона. Будут свои металл и цемент, а значит, решим проблему с ценообразованием. Поэтому, на наш взгляд, Президент России и федеральное правительство приняли правильное решение, создавая централизованную структуру, которая будет передавать регионам земли под жилищное строительство.
Сегодня в местной прессе обвиняют мэра Арзамаса Анатолия Мигунова, за то, что он, якобы, украл федеральные земельные участки. Хотелось бы спросить: он что, на этих землях дачу себе построил, или баню, или еще что-то? Нет, говорят, он там построил многоквартирный жилой дом. Так мэра, наверное, за это благодарить надо, а не уголовное дело возбуждать за то, что «федералов» обокрал!
Приходится объяснять, что на федеральном уровне создается специальная структура, которая будет передавать земли. Скажите, какой экономический смысл в том, что учебное хозяйство «Новинки», чуть ли не в центре Нижнего Новгорода владеет 600 гектарами, которые, по их мнению, надо пахать. Да у нас непаханых земель в области сколько угодно, пожалуйста, формируйте там свои учебные хозяйства, занимайтесь реальными экспериментами! А эксперименты в городе для села, - это абсурд какой-то! Поэтому мы сейчас составили земельный реестр, отправили его в создаваемую правительством структуру. Свой реестр имеется и у федеральных структур. И они сейчас начинают здесь свою работу. Я думаю, что у нас наш будет приличный ресурс. По крайней мере, оцениваем его в размере не меньше, чем 3 тысячи гектаров.
ВОПРОС: - Президент Дмитрий Медведев достаточно жестко ставит задачу по наведению порядка в отношениях с малым бизнесом. Удается ли это сделать в Нижегородской области? Что мешает развиваться малому предпринимательству, и какова политика областного правительства в этом вопросе? И можно ли выстроить взаимоотношения с местными предпринимателями на региональном уровне так, как они строятся с западными инвесторами?
В.П. Шанцев: Вообще-то мы не делим инвесторов на малых, средних и крупных, или на нижегородских, московских, российских или иностранных. Такова наша позиция. Любой инвестор для нас важен, потому что даже мелкий инвестиционный проект дает отдачу. Во-первых, он задействует людей, им платится зарплата. Во- вторых, это налогооблагаемая база, большое складывается из малого. У нас на сегодня Инвестиционным советом рассмотрено уже около 2,5 тысяч инвестиционных проектов. Есть проекты с капитализацией и в 20 тысяч долларов и в 2 млн. долларов и в 20 млн. долларов, есть проекты, которые и к миллиарду подходят.
Другое дело, что даже в наших открытых условиях пройти этот путь непросто. Очень много согласующих структур, организаций на этом завязано, очень много законов, которые не позволяют решать вопрос в одной инстанции, обязательно нужно обращаться в несколько организаций. Но мы работаем над этим вместе с федеральными органами. По этому вопросу я встречался и с президентом, и с председателем правительства, и мы обсуждали тему уменьшения объемов согласования. Я знакомился с этим опытом во многих странах, есть еще и посложнее системы, чем у нас. Например, в той же Италии согласований, вообще не впроворот.
А, к примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах, которые сегодня динамично развиваются, все сведено к минимуму. Вопросы того же самого жилищного, да и любого строительства, решаются в несколько дней. Выстроена нормальная система, где нет конкурсов и аукционов, а есть аккредитация строительных и проектных организаций при органах муниципальной власти, которые дают возможность самому застройщику выбирать проектантов среди тех, кто уже аккредитован. И каждый держится за эту аккредитацию, не хочет терять свой бизнес, поэтому и делает все на совесть. У нас же считают, что если подпись поставил старший лейтенант пожарной охраны, то все будет хорошо. А потом находится полковник, не согласный с подписью младшего по званию. Бывает и наоборот, что младший по званию не согласен с подписью старшего коллеги. У себя в кабинете за столом я встречал людей из одного и того же ведомства, у которых было, как минимум, пять различных точек зрения на один и тот же вопрос. Так дальше нельзя. Поэтому мы со своей стороны будем над этим очень серьезно работать.
Что касается малого бизнеса, мы, наверное, одни из немногих имеем в региональном правительстве специальное министерство по поддержке малого предпринимательства. Уже в этом году ожидаем, что в области будет около 26 тысяч малых предприятий, а начинали мы где-то с 20 тысяч. Заработная плата в малом предпринимательстве тоже практически удвоилась. Вообще, малый бизнес очень приспособлен к рыночным условиям, потому что может моментально отвечать на спрос, и малым предпринимателям не надо закупать станки, оборудование, оснащать здоровенное производство и в массовом порядке выпускать продукцию. Они быстро закрывают нишу.
Для поддержки малого предпринимательства у нас создан венчурный фонд с объемом 280 млн. рублей. Помогаем малому бизнесу в реализации конкретных инвестиционных проектов, предоставляем на льготных условиях кредиты, оплачиваем ставку рефинансирования. Эта тема у нас главная. Мы активно пропагандируем региональную программу «Покупай нижегородское!», стараемся, чтобы люди поняли, что свои производители выпускают качественную и современную продукцию, она и дешевле, потому что здесь производится, и надежнее, потому что всегда можно контролировать качество. Эти направления плюс создание нормальных условий для продвижения наших товаров в торговых сетях, - предмет нашей постоянной заботы.
ВОПРОС: - В начале своей деятельности на посту губернатора Вы говорили, что необходимо сделать область привлекательной так, чтобы людям хотелось в ней жить, а не уезжать в поисках лучших мест. Речь шла о том, что нужно приблизить городской комфорт и качество городской жизни к сельским жителям, чтобы на село приезжали и оставались там жить молодые, образованные люди. Удалось ли за 3 года в какой-то степени переломить ситуацию, и что для этого было сделано?
В.П. Шанцев: В прошлом году у нас в области впервые выросло сельское население. До этого оно все время уменьшалось. Проблема очень важная, многоаспектная. Первое – это рабочие места. Они должны быть современными, хорошо оплачиваемыми, и так во всех отраслях. В сельской местности это, прежде всего, сельскохозяйственное производство. Сегодня у нас строятся новые животноводческие, агрокомплексы, перерабатывающие предприятия разного объема.
Второе – это инфраструктура. В области действует специальная программа по развитию социальной инфраструктуры как основы повышения уровня и качества жизни людей. Для того, чтобы образование, здравоохранение, культура, спорт, социальная защита, торговля, сфера обслуживания, транспорт на селе были как в городе.
В этом направлении у нас наметилось очевидное продвижение. Если мы вводим на селе в эксплуатацию школы, то это школы городского уровня. Сегодня у нас компьютеризация сельских школ лучше, чем в городах: один компьютер на 22 человека, тогда как в городских школах – один на 28 человек. Все предметные кабинеты сельских школ оснащаются современным оборудованием, необходимым для качественного проведения учебного процесса. И сегодня сельские школьники зачастую получают лучшее образование, чем в городских школах, и таких примеров достаточно.
Что касается здравоохранения, то эта проблема тяжелее. Ситуация здесь была более запущенной. Сейчас мы в области начинаем сносить здания поликлиник, построенные еще в 20-е и 30-е годы 20 века. Там нет ни воды, ни канализации, и люди вынуждены работать в таких условиях. Нами составлен перечень таких объектов, и мы включаем в программу строительства проекты новых зданий, предложенные районами. Аналогичная ситуация в сфере родовспоможения. Оснащение женских консультаций, родильных отделений в центральных районных больницах, в родильных домах, создание районных перинатальных центров, областного центра – это то, чем мы сейчас активно занимаемся.
Мы строим и новые дома культуры, выкупаем дома культуры у предприятий, которые не в состоянии их эксплуатировать. В ряде районов мы уже выкупили эти объекты, реконструировали и вновь вводим в эксплуатацию.
Особое отношение у нас к спорту. Сегодня молодежь не будет заниматься спортом в грязи, тренироваться в плохих условиях. В развитых странах, которым мы обосновано завидуем, существуют жесткие нормативы. Там на 10 тысяч человек строятся, как правило, 5 спортивных залов, один искусственный каток, 3 бассейна. Мы на то же число жителей сейчас строим всего один зал, один бассейн и один «лед», и уже говорят, что «это шикарно».
В свое время Горьковская, а ныне Нижегородская область преуспевала в оборонно – промышленном комплексе. Этот комплекс не догонял, а перегонял. Надо было выпустить новое оружие – и его выпускали. У противника появлялось современное оружие, и наши создавали «противоядие», которое на порядок опережало существующее. В этом - смысл развития. К спорту это тоже относится. Ведь когда в 1956 году Конгрессу США докладывали, что в Советском Союзе молодежь по уровню здоровья и физической подготовки на порядок выше подрастающего американского поколения. Конгресс озаботился этим делом, и была создана и реализована специальная программа. И теперь уже нам надо обсуждать свою программу, в рамках которой мы бы догоняли молодое поколение Америки. Посмотрите, сколь сильна там тяга к здоровью, к спорту.
Выбрали такой же курс - надо его придержаться. И спортивные комплексы мы создаем и строим не только как центры здоровья, но и как центры культуры.
Больше внимания в области стало уделяться благоустройству городов и сел, красоте, эстетике улиц, фасадов. Мы начали со старинного волжского города Городца, потом продолжили программу благоустройства в городе металлургов Выксе, а в этом году занялись благоустройством города мастеров Хохломской росписи Семенова. Совсем недавно открыли новый парк «Чудов-Град» в Ковернино. Эти города, как точки, в которых все фокусируется. И благоустройство городов и поселков, замена освещения, озеленение стало сегодня естественной и привычной работой.
В этом же ключе строится и работа по сбору и переработке мусора, ведь цивилизация дает не только позитив, но и негатив: сегодня каждая даже самая мелкая вещь имеет свою упаковку, которую надо утилизировать. Если раньше все это просто закапывали или сжигали, то сегодняшние объемы не закопаешь и не сожжешь. Нужна европейская система обращения с отходами. Чтобы внедрить ее на территории области, мы провели международный конкурс по реконструкции и эксплуатации наших полигонов, по системе сбора, переработке и утилизации мусора, и уже в 10 городах эта система будет внедряться.
Все это дает нам основания полагать, что результаты по приросту населения в сельской местности в регионе пришли не просто так. В рамках областной программы поддержки молодых специалистов на селе 884 человека обеспечены жильем и 970 – транспортом. Люди увидели, что о них думают, для них что-то делают, и они ощутили на себе, что можно жить лучше, что многие услуги, многие вещи, такие, как в Нижнем Новгороде или в Москве, можно получать и на селе, где живешь. Хорошо знаю Москву, и, уверяю вас, что таких физкультурно – оздоровительных комплексов как в районах Нижегородской области, в Москве сегодня не строится.
ВОПРОС: - Вы приехали в регион «человеком со стороны», столичным чиновников, и Вас упрекали в том, что вы «тащите» сюда московских чиновников, московские порядки, и все «чужое». Как Вы себя сами ощущали тогда, и как чувствуете сейчас? Что изменилось в Вас, в Ваших взглядах на людей, на работу? Что появилось нового?
В.П. Шанцев: Начиная работать в Нижегородской области, я консультировался со многими. Время показало, кто действительно принял мои устремления в наведении порядка и определенности. В принятии решений власть хороша, когда она определенно говорит «да» или «нет». Людей не обманешь, и всем сразу становится понятно, с кем они имеют дело. Предприниматель начинает новое дело, если получает отказ на продолжение прежнего бизнеса, или же продолжает заниматься прежним делом, если получит разрешение. Это я и старался выстроить.
Мне говорят, что система слишком централизована. Она похожа на московскую, на казанскую, на башкирскую. Но ведь это не самые плохие регионы. Значит, мы на правильном пути; значит, мы выбираем то, что хорошо сделано в Москве, в Санкт – Петербурге, в других наших наиболее развитых регионах.
Мне пришлось и перестраиваться. В Москве система другая. Там не надо никого убеждать и делать своим единомышленником, и на этом очень существенно экономится время. Земельные вопросы, градостроительство, финансовые ресурсы там полностью сосредоточены в руках правительства Москвы. Она и город, и субъект Российской Федерации.
В Нижегородской области совершенно иначе. Есть областное правительство, есть еще руководители городов, есть муниципальные образования, земские собрания, главы районов. И мы с самого начала установили с ними открытый формат работы. Мы каждый месяц собираемся по оперативным вопросам. Главы районов и органов местного самоуправления часто приезжают ко мне, мы созваниваемся, проводим отраслевые совещания и встречи. Согласовываем все вопросы. Конечно, на это уходит определенное время, проще было бы дать директивное указание. Но ни закон, ни реальная ситуация этого не позволяют. Все – таки лучше обсудить, выслушать мнения.
ВОПРОС: - Можете ли Вы сказать, что область приняла Вас, и Вы ее приняли?
В.П. Шанцев: По крайней мере, еще не было такого, чтобы в какой- либо аудитории я услышал: «Валерий Павлинович, Вы не то делаете и не то предлагаете». Я такого не слышал ни от студентов, ни от школьников, ни от преподавателей или представителей высшей школы, промышленности, науки или социальной сферы. Везде поддерживается все, что предлагается, только происходит «шлифовка» и «доводка».
ВОПРОС:- Известно Ваше пристрастие к спорту, и то, что Вы сами играете в футбол и хоккей. Что для Вас означает спорт в жизни?
В.П. Шанцев: По своей жизненной практике и по жизни своих детей и внуков убежден, что успешным человек может стать только тогда, когда он пройдет путь физического совершенствования. Физическое здоровье важно для любого человека, и это должно быть такой же обязанностью, как ежедневное умывание.
В любом случае, если мы хотим развивать спорт, то должны развивать его в двух направлениях: прежде всего, это массовый спорт, детский, подростковый спорт. А для того, чтобы иметь большую массовость, нужно развивать материально – техническую базу. А уже дальше из этой большой массы выделяются «звездочки», то есть дети, тренеры, специалисты, способные добиваться большего. И тогда надо создавать систему подготовки спортсменов высшей категории для каждого вида спорта. Мы должны либо сами у себя создавать условия для качественной подготовки, либо материально обеспечивать этих спортсменов, чтобы они могли тренироваться на современных международных базах, а там уже при равных условиях роль будет играть волевая подготовка, физическая форма, и нельзя уже будет пенять на плохие условия.
ВОПРОС: - В продолжение темы совершенствования. Какие нежелательные для Вас личные качества Вам удалось преодолеть в жизни, и какие – позитивные, вырастить в себе?
В.П. Шанцев: Трудно себя все время критиковать. Ведь постоянное недовольство ни к чему хорошему не приведет. Где бы я ни работал, я всегда и везде старался слушать людей и принимать решения Но мог и отменить свое решение, если кто-то высказывал более дельную мысль. Поэтому всевозможные разговоры о чрезмерной централизации управления считаю несправедливыми. У меня нет централизованной системы управления. Когда я бываю в командировках или в отпусках, система работает без меня так же, как и со мной. Это еще Юрий Михайлович Лужков нас научил: если руководитель находится в отпуске или в командировке, а система, которую он создал, работает лучше, чем при нем, - он хороший руководитель.
У нас на всех местах расставлены профессиональные люди, они все работают по – разному: кому - то больше надо помогать, с кого- то больше требовать, кого-то больше координировать. Но система работает, дает результаты, но я стараюсь, чтобы люди работали самостоятельно. Люблю инициативных, творческих и мыслящих людей. Никогда не был диктатором.
ВОПРОС: - Можно ли сказать, что команда у Вас сложилась?
В.П. Шанцев: Да, сложилась. Это не только мое мнение, об этом уже все говорят.
ВОПРОС: На момент Вашего вступления в должность главы региона, в Нижегородской области сложилась достаточно острая политическая ситуация. Были разногласия и столкновения между Законодательным собранием, областным правительством, политическими элитами. Удалось ли Вам уравновесить ситуацию и наладить конструктивный диалог?
В.П. Шанцев: С моей точки зрения, все эти «конфликты» были связаны с отсутствием общей цели и, в конечном итоге, общего дела. Каждый защищал какие-то свои интересы. А когда появляется общий вектор, направленный на общее благо; когда необходимо реализовывать конкретные задачи, заниматься развитием экономики, социальной инфраструктуры, решать конкретные вопросы людей и повышать качество жизни, то на выяснение отношений времени не остается. Я не испытываю никаких трудностей, когда прихожу в городскую думу, в Законодательное собрание области, в любую иную инстанцию. Меня слышат и понимают, о чем я говорю.
Однажды я прочитал где-то, что политическая жизнь области стала беднее. Вот ведь «беда» какая! Нет никаких политических стычек, драк, нечем народ развлечь. Причина проста – воздерживаемся от таких спорных предложений, вокруг которых можно было бы развернуть драку. В этом весь смысл. И, как правило, все делаем открыто. Например, бюджет области каждый год обсуждаем даже не с первого, а с нулевого чтения. Бывает, что бюджет еще не вынесен на Законодательное собрание, а депутаты уже работают с этим документом, и не только каждый в отдельности, но и депутатские группы, профильные комиссии. В полном составе Законодательное собрание собирается заранее, чтобы задать областному правительству прямые вопросы, на которые мы отвечаем, обсуждаем проблемы и все бюджетные противоречия и недочеты.
Главное, что удалось, - сделать систему понятной. Конечно, есть и недовольные; есть те, кому что-то не нравится, но их абсолютное меньшинство. Но мы и с ними работаем. Надо иметь терпение и выслушивать всех, и в этом плане у нас меня полный порядок.
ВОПРОС: За последние 3 года значительно выросли доходы областного бюджета. Каким образом удалось пополнить «карман России», и какие еще есть возможности, рычаги, резервы для дальнейшего роста бюджетных доходов?
В.П. Шанцев: Совершенно очевидно, что основа бюджета региона– это экономическая деятельность субъектов предпринимательства и бизнеса на территории Нижегородской области. Поэтому самым первым нашим шагом был анализ существующей налоговой дисциплины, оценка ее результативности. Вторым направлением стали мероприятия по развитию налогооблагаемой базы. Если говорить по пропорциям, то, конечно, процентов тридцать налогов - это то, что мы «выжали» за счет укрепления дисциплины, а все остальное, - это развитие эффективности предприятий всех отраслей. Об этом говорят и результаты: первый и самый главный показатель, который характеризует экономическую деятельность любого региона – это внутренний региональный продукт. В 2005 году мы имели внутренний региональный продукт на сумму 299 млрд. рублей, а на конец 2008 года мы будем иметь около 600 млрд. рублей.
И самое главное, что это было сделано не за счет увеличения численности работающих при неизменном уровне производительности труда. То есть, в 2005 году мы на одного жителя области производили внутренний региональный продукт на 87,4 тыс. рублей, а в этом году - на 175 тыс. рублей. Это удвоение связано с тем, что почти вдвое увеличилась производительность труда и отдача от каждого, кто сегодня трудится. Это главное направление нашей деятельности во всех сферах экономики.
Мы разработали стратегию экономического развития области /до 2020 года – прим. ИТАР-ТАСС/, затем среднесрочные планы, на которые ориентируемся, составляя годовые планы социально – экономического развития. Если говорить по основным составляющим, то более 90 процентов нашей экономики – это обрабатывающие отрасли промышленности. Объем отгрузки в этой сфере составлял в 2005 году 334 млрд. рублей, текущий год мы заканчиваем с результатом около 670 млрд. рублей. Опять удвоение.
Если говорить о строительстве, то на 2005 год приходилось 31,8 млрд. рублей выполненных работ, а в этот год заканчиваем на «отметке» в 75 млрд. рублей. Если сравнивать показатели в торговле, то три года назад товарооборот составлял 140 млрд. рублей, в этом году намечается рост показателей до 300 млрд. рублей. Объем платных услуг также вырос с 34 млрд. рублей в 2005 году до 67 млрд. рублей в этом году. Это и привело к удвоению бюджетных доходов, потому что растут объемы производства, а вслед за ними растут налоговые отчисления.
Чтобы сохранить позитивные тенденции увеличения доходности бюджета, необходимо закладывать базу на перспективу. Перспективы здесь связаны только с одним – с инвестициями, потому что нет другого регулятора в рыночной экономике, кроме инвестиций. Поэтому этим вопросом мы занимались очень серьезно. И если инвестиции в основной капитал три года назад составляли 64 млрд. рублей, то этот год будем заканчивать с результатом 152 млрд. рублей. Иностранные инвестиции в экономику региона в 2005 году составляли 109 млн. долларов, в этом году прогнозируется итог в сумме 420 млн. долларов. Считаем, что этого еще мало: нам надо приближаться к «отметке» в миллиард долларов. Потому что иностранные инвестиции, как правило, приводят с собой совершенно другой уровень технологий, другой уровень производительности труда, хотя и наши инвесторы тоже закупают самое передовое технологическое оборудование, потому что покупать старье – это равносильно проигрышу.
Теперь, что касается налоговой дисциплины. Мы начинали три года назад со сплошных налоговых недоимок по всем налогам: 500 млн. рублей по прибыли, 600 млн. рублей по подоходному налогу, еще 500 млн. рублей недоимки по арендной плате за землю и так далее. Предыдущее областное правительство могло профинансировать только 65 процентов расходов, утвержденных бюджетом. На оставшееся не хватило денег, потому что их не могли собрать.
Когда меня назначили на пост губернатора Нижегородской области, в августе 2005 года отставание по бюджетным сборам составляло 2,5 млрд. рублей. В итоге же мы сумели завершить 2005 год с позитивом, вернули за полгода отставание и еще на 600 млн. рублей дополнительно пополнили областную казну, и уже от достигнутой базы начали формировать бюджеты 2006 и 2007 годов. Когда мы начинали работать в регионе, предприятия размышляли над вопросом: платить или не платить налоги? Уже через полгода формулировка вопроса изменилась на «сколько платить?». А еще через полгода пришло понимание того, что платить надо ровно столько, сколько начислено. Сейчас со многими крупными компаниями мы заключаем договоры о том, чтобы они платили больше, чем полагается по расчетам, с тем, чтобы стимулировать развитие территорий, на которых они находятся. Потому что многие инвесторы уже поняли, что не только рабочие места, но и среда обитания сегодня привязывают человека к тому или иному предприятию. А текучесть кадров сегодня - очень серьезная проблема для всех. Кто хочет успешно работать, тот должен привязать кадры к своему бизнесу. Без этого перспектив никаких.
К примеру, представители всем известной компании Интел, разработчика компьютерного программного обеспечения, работающей на территории области, твердо заявили, что сейчас в их повестке дня не объемы инвестиций, а мозги, интеллектуальный потенциал, профессионализм. Вот за это идет борьба - за профессионалов. Кто сможет работать профессионально, тот и победит.
ВОПРОС: При разработке долгосрочной стратегии развития области Вы поставили развитие промышленности в основание не только экономического роста, но социального развития региона. При этом, в прямом общении с руководителями ведущих промышленных предприятий Вы делали ставку на техническое переоснащение производства, внедрение новых технологий и оборудования, повышение качества и конкурентоспособности продукции, на инновации. Насколько удалось региону продвинуться в этом направлении?
В.П. Шанцев: Диалог удался. Сегодня мы имеем очень тесный рабочий контакт с областной Ассоциацией промышленников и предпринимателей, со всеми отраслями. Областное министерство промышленности и инноваций имеет постоянные контакты по всем текущим делам и производственным показателям. Мы делаем прогнозы, даже не связанные со статистикой, и с нами охотно делятся информацией. Мы участвуем в обсуждении практически всех проектов по модернизации, реконструкции, техническому перевооружению и строго контролируем как своих, так и муниципальных служащих, чтобы они не тормозили, а помогали этому развитию в процессе согласования всех тех процедур, которые надо пройти.
В июле в Нижегородскую область приезжал председатель правительства Владимир Путин, и мы обсуждали феномен Выксунского металлургического завода, которому удалось за 3 года практически в «чистом поле» построить новый завод. Президент Объединенной металлургической компании Анатолий Седых ответил, что в «Нижегородской области организовано совершенно прозрачное пространство, процессы согласования не занимают большого количества времени, и мы прошли эти этапы в кратчайшее время».
ВОПРОС: Насколько промышленные предприятия региона улучшили качество продукции и повысили техническую оснащенность производства? Насколько активно вошел в жизнь инновационный подход и инновационные технологии?
В.П. Шанцев: Если растут объемы отгрузки готовой продукции, значит, ее покупают. Плохую продукцию сегодня никто не купит. Поэтому, естественно, все осваивают выпуск новой продукции, а значит, технически перевооружаются. Сам рост объемов производства в 2 раза за 3 года при снижении численности работающих как раз и говорит о том, что именно по этому направлению идут сегодня наши предприятия. Взять, к примеру, судостроительный завод «Красное Сормово». Три года назад все его стапели выглядели как сплошные «горячие точки» - там работало 500 сварщиков. Сейчас производство автоматизировано, стоят автоматические и полуавтоматические линии. Или посмотрите наши машиностроительные предприятия: там из цехов сегодня выносится практически все старое оборудование, ставятся современные обрабатывающие центры, мощные, со скоростью 18 – 25 тысяч оборотов в минуту. Один такой центр заменяет собой практически полцеха.
Все эти изменения позитивно сказываются на работе предприятия. Повышается квалификация работников, растет заработная плата. Люди уже начинают держаться за свои рабочие места. У нас достаточно рабочих кадров, просто многих людей мы занимаем такими производственными операциями, которых уже давно нет на предприятиях промышленно развитых стран. Они уже давно исключили эти, как правило, низко квалифицированные и мало оплачиваемые операции из технологического цикла, а мы сами создаем себе проблемы, держась за эти неэффективные рабочие места, которые никто не хочет занять. Поэтому я рад, что со многими предприятиями мы нашли контакт и решаем проблемы, хотя, честно говоря, многих пришлось убеждать. Считалось, что у нас безграничный человеческий ресурс - заплатишь, и придут, и все сделают. А потом оглянулись, а вокруг нет никого, - некого уже звать.
Что касается инновационной продукции, то здесь мы провозгласили не только курс поддержки инновационных идей и инновационных проектов. Сегодня речь идет об инновационном укладе экономики. Мы должны выпускать только новую продукцию/. И каждый инновационный проект должен это предусматривать. На заседаниях Инвестиционного совета всегда звучит традиционный вопрос инвесторам: «Что мы получим в итоге? Новую продукцию, новую платную услугу, или еще что-то новое с совершенно другим качеством, другим содержанием, и, если хотите, с другим брендом?» Как правило, используем марки ведущих, самых мощных фирм, с тем, чтобы продукция пользовалась спросом у населения.
Мы сумели переломить сознание тех, кто выпускал продукцию для себя и тешил себя тем, что она «самая хорошая». Как в семье, где для родителей его ребенок и самый лучший, и самый красивый, и самый умный. Теперь пришло понимание, что работать надо не для себя, а для потребителя. Прошли те времена, когда продукцию выпускали неизвестно для кого, зная, что Госплан или кто-то еще «сверху» точно придет, заберет ее и продаст. Главная наша беда была именно в том, что сами себя обманывали. Сегодня, к счастью, этот этап завершен. И я рад, что сегодня образцы нашей продукции, тех услуг, которые мы представляем на различных российских и международных конференциях, форумах и ярмарках завоевывают золотые, серебряные, бронзовые медали. Они признаются лучшими не на уровне местного «междусобойчика», а на солидных форумах, проходящих не один десяток лет.
ВОПРОС: Одна из основных задач, обозначенных в стратегии развития области, это обеспечение лидерства в автомобилестроении. Как далеко область продвинулась в этом направлении на сегодняшний день. И еще один вопрос, имеющий к Вам некоторое личное отношение: во время открытия движения на межрегиональной автодороге, Вы прокатились на новой машине «Волга Сайбер». Когда машина запускалась в серийное производство, руководство компании «Группа «ГАЗ» высказало такую мысль, что с ее выпуском идея пересадить чиновников на отечественные автомобили становится реальной. Как Вы думаете, возможно ли это?
В.П. Шанцев: Нижегородская область давно уже является признанным автомобильным кластером, и поэтому, когда мы готовили стратегию развития региона, нам не надо было «изобретать велосипед», - все уже придумали до нас. Был Горьковский автомобильный завод, вокруг которого имелась довольно серьезная, как мы говорим, «юбка» предприятий. Они обеспечивали «ГАЗ» деталями и узлами. Надо было только осовременивать всю эту структуру автомобильного кластера, и дополнить его, может быть, мощностями, которых у нас не хватает. Если по каким-то компонентам перебор, то надо добавить сборку. В общем, сегодня у нас есть перспектива к 2012 году выйти на уровень сборки до 1 млн. автомобилей в год.
Речь идет обо всех наших автосборочных предприятиях, но, главным, как и прежде, безусловно, является Горьковский автозавод. Одновременно с этим очень серьезно развивается производство автокомпонентов. Помимо таких лидеров, как совместного ГАЗовского и канадской «Магны» или российского «Автокомпонента», у нас практически каждый месяц появляются новые предприятия в этой сфере, в том числе и с участием иностранных партнеров.
Мы будем и дальше развивать такое перспективное сотрудничество, но не всегда эти перспективы видны сразу. Часто спрашивают, почему при всех стараниях, в наш регион не пришли крупные автомобильные компании? Напрашивается встречный вопрос: а зачем к нам эти «большие» хотели прийти? Мы практически со всеми ведущими компаниями переговорили, и никто из них объемов производства более 40 тыс. автомобилей в год не называл. А такой объем, это, по сути дела, открытие магазинчиков по продаже так называемых «собранных у нас» автомобилей. На самом деле их привозят в Россию собранными, здесь разбирают, потом опять собирают и продают без налогов и таможенных пошлин. И если для кого-то «на безрыбье и рак – рыба», то нам, имеющим такие объемы автомобильной промышленности, этого делать нельзя. Мы тем самым поставим под сомнение правильность выбранного направления. А оно экономически более выгодно во всех отношениях. Ведь те же «Форд», «Тойота», «Ниссан», заключившие соглашение с Министерством экономики и развития РФ, обязались через 7 лет после начала выпуска автомашин в России выйти на уровень локализации производства до 35 %. У нас же, если говорить о производстве автомобиля «Волга Сайбер», уже на момент включения конвейера локализация производства была 35 %. А через 7 лет она составит уже 85 %.
Чем это выгодно нашей стране и нашему региону? В себестоимости автомобиля сборка составляет всего 17 % прибавочной стоимости. Остальные 83 % приходится на автокомпоненты. И все зависит от того, насколько локализовано производство автомобилей. Если и сборка, и производство автокомпонентов находятся внутри региона и страны, то это означает большую прибавочную стоимость, большую прибыль и более высокую заработную плату. А основные наши налоги – это налоги на прибыль.
Сам сборочный процесс требует небольшого количества рабочих мест. Как правило, он больше всего поддается автоматизации. И когда крупные иностранные компании, которые приходят на российский рынок, говорят, что будут производить 40 тысяч автомобилей, сразу понятно, что это без локализации производства. Потому что локализация производства, выпуск автокомпонентов не выгодны производителям на объеме ниже 110 тысяч единиц в год. Иначе выйдет себе в убыток. А какой бизнесмен будет работать в убыток? Поэтому мы всегда отказывались от объемов, которые нас не устраивали по цифрам: 35, 40, 50 тысяч единиц в год. Мы знали, что это ни к чему не приведет.
У нас сегодня существует несколько направлений развития «ГАЗа», несколько направлений развития Павловского автобусного завода, есть площадка в Семенове по созданию совместного с итальянской компанией «Ивеко» предприятия «Савеко». В стадии проектирования сейчас находится автомобильное производство на площадке около города Бор с украинской компанией «Объединенные транспортные технологии». Это тоже объем где-то под 160 тысяч автомобилей в год с полным циклом штамповки, сварки, окраски, производства двигателей.
Если говорить об автокомпонентах, то здесь, прежде всего, речь идет о развитии Заволжского моторного завода с проектом по производству до 90 тысяч автомобильных двигателей F1A в год. Неважно, что сборка этих автомобилей / «Фиат – Дукато» - прим. ИТАР-ТАСС /происходит в Татарстане. Двигатель – это основа автомобильного собирательства, и все экономические компоненты остаются у нас. К этому добавляется предстоящее развитие производства подшипников совместно с японскими компаниями на очень большой объем, будет развиваться производство поливинилхлорида, Считаю, что это направление мы сегодня продвигаем нормально.
ВОПРОС:- Чиновникам-то будете покупать «Сайберы»?
В.П. Шанцев: Сначала попробуем. Тем более, что по нашим и международным законам первые 500 автомобилей не продаются, а передаются в опытно-промышленную эксплуатацию. Мы попросили у «ГАЗа», чтобы на наш аппарат выделили какое – то количество автомобилей, и нам обещали порядка 25 машин. В ходе обкатки будем выявлять все недочеты, доведем машину до ума все вместе.
Я попробовал, мне автомобиль понравился. В ближайшие дни «Сайберы» появятся и в автопарке областного правительства. Сейчас идет процесс документального оформления передачи автомобилей.
ВОПРОС: Федеральное правительство ставит задачу увеличения массового жилищного строительства. Готова ли Нижегородская область к реализации такой масштабной программы? Каковы проблемы и перспективы строительства жилья для населения, и какова ситуация с оформлением права собственности на землю? Как много в регионе неэффективно используемых участков, которые потенциально могут быть переданы области под массовое жилищное строительство?
В.П. Шанцев: Объемы жилищного строительства удвоились за эти три года. Если в 2005 году мы строили по 0,2 квадратных метра на человека в год, то 2008 год заканчиваем с объемом 0,4 квадратных метра на человека. Это говорит о том, что взятые на себя обязательства мы выполняем, и в перспективе планируем строить в год по 1 квадратному метру на человека. Думаю, что это перспектива 2012 – 2013 годов. Самое сложное здесь как раз в выделении земельных участков под многоэтажные, многоквартирные дома, особенно в Нижнем Новгороде. Что бы ни говорили, а основные объемы жилья будут строиться и передаваться жителям через социальные программы или продаваться на рынке в таких крупных городах, как Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас.
Одновременно развиваем и малоэтажное строительство, вводим в строй и домостроительные комбинаты, изготавливающие блоки и конструкции для малоэтажных домов, создаем производства по выпуску кирпича, черепицы, бруса, ДВП, строим заводы по выпуску асфальта, планируем строительство двух заводов по производству строительного цемента на нашем месторождении и около месторождения в Кировской области.
Кроме того, сегодня мы размещаем в Дзержинске производство для изготовления арматуры, - это проект компании «Северсталь». Будет основа для монолитного железобетона. Будут свои металл и цемент, а значит, решим проблему с ценообразованием. Поэтому, на наш взгляд, Президент России и федеральное правительство приняли правильное решение, создавая централизованную структуру, которая будет передавать регионам земли под жилищное строительство.
Сегодня в местной прессе обвиняют мэра Арзамаса Анатолия Мигунова, за то, что он, якобы, украл федеральные земельные участки. Хотелось бы спросить: он что, на этих землях дачу себе построил, или баню, или еще что-то? Нет, говорят, он там построил многоквартирный жилой дом. Так мэра, наверное, за это благодарить надо, а не уголовное дело возбуждать за то, что «федералов» обокрал!
Приходится объяснять, что на федеральном уровне создается специальная структура, которая будет передавать земли. Скажите, какой экономический смысл в том, что учебное хозяйство «Новинки», чуть ли не в центре Нижнего Новгорода владеет 600 гектарами, которые, по их мнению, надо пахать. Да у нас непаханых земель в области сколько угодно, пожалуйста, формируйте там свои учебные хозяйства, занимайтесь реальными экспериментами! А эксперименты в городе для села, - это абсурд какой-то! Поэтому мы сейчас составили земельный реестр, отправили его в создаваемую правительством структуру. Свой реестр имеется и у федеральных структур. И они сейчас начинают здесь свою работу. Я думаю, что у нас наш будет приличный ресурс. По крайней мере, оцениваем его в размере не меньше, чем 3 тысячи гектаров.
ВОПРОС: - Президент Дмитрий Медведев достаточно жестко ставит задачу по наведению порядка в отношениях с малым бизнесом. Удается ли это сделать в Нижегородской области? Что мешает развиваться малому предпринимательству, и какова политика областного правительства в этом вопросе? И можно ли выстроить взаимоотношения с местными предпринимателями на региональном уровне так, как они строятся с западными инвесторами?
В.П. Шанцев: Вообще-то мы не делим инвесторов на малых, средних и крупных, или на нижегородских, московских, российских или иностранных. Такова наша позиция. Любой инвестор для нас важен, потому что даже мелкий инвестиционный проект дает отдачу. Во-первых, он задействует людей, им платится зарплата. Во- вторых, это налогооблагаемая база, большое складывается из малого. У нас на сегодня Инвестиционным советом рассмотрено уже около 2,5 тысяч инвестиционных проектов. Есть проекты с капитализацией и в 20 тысяч долларов и в 2 млн. долларов и в 20 млн. долларов, есть проекты, которые и к миллиарду подходят.
Другое дело, что даже в наших открытых условиях пройти этот путь непросто. Очень много согласующих структур, организаций на этом завязано, очень много законов, которые не позволяют решать вопрос в одной инстанции, обязательно нужно обращаться в несколько организаций. Но мы работаем над этим вместе с федеральными органами. По этому вопросу я встречался и с президентом, и с председателем правительства, и мы обсуждали тему уменьшения объемов согласования. Я знакомился с этим опытом во многих странах, есть еще и посложнее системы, чем у нас. Например, в той же Италии согласований, вообще не впроворот.
А, к примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах, которые сегодня динамично развиваются, все сведено к минимуму. Вопросы того же самого жилищного, да и любого строительства, решаются в несколько дней. Выстроена нормальная система, где нет конкурсов и аукционов, а есть аккредитация строительных и проектных организаций при органах муниципальной власти, которые дают возможность самому застройщику выбирать проектантов среди тех, кто уже аккредитован. И каждый держится за эту аккредитацию, не хочет терять свой бизнес, поэтому и делает все на совесть. У нас же считают, что если подпись поставил старший лейтенант пожарной охраны, то все будет хорошо. А потом находится полковник, не согласный с подписью младшего по званию. Бывает и наоборот, что младший по званию не согласен с подписью старшего коллеги. У себя в кабинете за столом я встречал людей из одного и того же ведомства, у которых было, как минимум, пять различных точек зрения на один и тот же вопрос. Так дальше нельзя. Поэтому мы со своей стороны будем над этим очень серьезно работать.
Что касается малого бизнеса, мы, наверное, одни из немногих имеем в региональном правительстве специальное министерство по поддержке малого предпринимательства. Уже в этом году ожидаем, что в области будет около 26 тысяч малых предприятий, а начинали мы где-то с 20 тысяч. Заработная плата в малом предпринимательстве тоже практически удвоилась. Вообще, малый бизнес очень приспособлен к рыночным условиям, потому что может моментально отвечать на спрос, и малым предпринимателям не надо закупать станки, оборудование, оснащать здоровенное производство и в массовом порядке выпускать продукцию. Они быстро закрывают нишу.
Для поддержки малого предпринимательства у нас создан венчурный фонд с объемом 280 млн. рублей. Помогаем малому бизнесу в реализации конкретных инвестиционных проектов, предоставляем на льготных условиях кредиты, оплачиваем ставку рефинансирования. Эта тема у нас главная. Мы активно пропагандируем региональную программу «Покупай нижегородское!», стараемся, чтобы люди поняли, что свои производители выпускают качественную и современную продукцию, она и дешевле, потому что здесь производится, и надежнее, потому что всегда можно контролировать качество. Эти направления плюс создание нормальных условий для продвижения наших товаров в торговых сетях, - предмет нашей постоянной заботы.
ВОПРОС: - В начале своей деятельности на посту губернатора Вы говорили, что необходимо сделать область привлекательной так, чтобы людям хотелось в ней жить, а не уезжать в поисках лучших мест. Речь шла о том, что нужно приблизить городской комфорт и качество городской жизни к сельским жителям, чтобы на село приезжали и оставались там жить молодые, образованные люди. Удалось ли за 3 года в какой-то степени переломить ситуацию, и что для этого было сделано?
В.П. Шанцев: В прошлом году у нас в области впервые выросло сельское население. До этого оно все время уменьшалось. Проблема очень важная, многоаспектная. Первое – это рабочие места. Они должны быть современными, хорошо оплачиваемыми, и так во всех отраслях. В сельской местности это, прежде всего, сельскохозяйственное производство. Сегодня у нас строятся новые животноводческие, агрокомплексы, перерабатывающие предприятия разного объема.
Второе – это инфраструктура. В области действует специальная программа по развитию социальной инфраструктуры как основы повышения уровня и качества жизни людей. Для того, чтобы образование, здравоохранение, культура, спорт, социальная защита, торговля, сфера обслуживания, транспорт на селе были как в городе.
В этом направлении у нас наметилось очевидное продвижение. Если мы вводим на селе в эксплуатацию школы, то это школы городского уровня. Сегодня у нас компьютеризация сельских школ лучше, чем в городах: один компьютер на 22 человека, тогда как в городских школах – один на 28 человек. Все предметные кабинеты сельских школ оснащаются современным оборудованием, необходимым для качественного проведения учебного процесса. И сегодня сельские школьники зачастую получают лучшее образование, чем в городских школах, и таких примеров достаточно.
Что касается здравоохранения, то эта проблема тяжелее. Ситуация здесь была более запущенной. Сейчас мы в области начинаем сносить здания поликлиник, построенные еще в 20-е и 30-е годы 20 века. Там нет ни воды, ни канализации, и люди вынуждены работать в таких условиях. Нами составлен перечень таких объектов, и мы включаем в программу строительства проекты новых зданий, предложенные районами. Аналогичная ситуация в сфере родовспоможения. Оснащение женских консультаций, родильных отделений в центральных районных больницах, в родильных домах, создание районных перинатальных центров, областного центра – это то, чем мы сейчас активно занимаемся.
Мы строим и новые дома культуры, выкупаем дома культуры у предприятий, которые не в состоянии их эксплуатировать. В ряде районов мы уже выкупили эти объекты, реконструировали и вновь вводим в эксплуатацию.
Особое отношение у нас к спорту. Сегодня молодежь не будет заниматься спортом в грязи, тренироваться в плохих условиях. В развитых странах, которым мы обосновано завидуем, существуют жесткие нормативы. Там на 10 тысяч человек строятся, как правило, 5 спортивных залов, один искусственный каток, 3 бассейна. Мы на то же число жителей сейчас строим всего один зал, один бассейн и один «лед», и уже говорят, что «это шикарно».
В свое время Горьковская, а ныне Нижегородская область преуспевала в оборонно – промышленном комплексе. Этот комплекс не догонял, а перегонял. Надо было выпустить новое оружие – и его выпускали. У противника появлялось современное оружие, и наши создавали «противоядие», которое на порядок опережало существующее. В этом - смысл развития. К спорту это тоже относится. Ведь когда в 1956 году Конгрессу США докладывали, что в Советском Союзе молодежь по уровню здоровья и физической подготовки на порядок выше подрастающего американского поколения. Конгресс озаботился этим делом, и была создана и реализована специальная программа. И теперь уже нам надо обсуждать свою программу, в рамках которой мы бы догоняли молодое поколение Америки. Посмотрите, сколь сильна там тяга к здоровью, к спорту.
Выбрали такой же курс - надо его придержаться. И спортивные комплексы мы создаем и строим не только как центры здоровья, но и как центры культуры.
Больше внимания в области стало уделяться благоустройству городов и сел, красоте, эстетике улиц, фасадов. Мы начали со старинного волжского города Городца, потом продолжили программу благоустройства в городе металлургов Выксе, а в этом году занялись благоустройством города мастеров Хохломской росписи Семенова. Совсем недавно открыли новый парк «Чудов-Град» в Ковернино. Эти города, как точки, в которых все фокусируется. И благоустройство городов и поселков, замена освещения, озеленение стало сегодня естественной и привычной работой.
В этом же ключе строится и работа по сбору и переработке мусора, ведь цивилизация дает не только позитив, но и негатив: сегодня каждая даже самая мелкая вещь имеет свою упаковку, которую надо утилизировать. Если раньше все это просто закапывали или сжигали, то сегодняшние объемы не закопаешь и не сожжешь. Нужна европейская система обращения с отходами. Чтобы внедрить ее на территории области, мы провели международный конкурс по реконструкции и эксплуатации наших полигонов, по системе сбора, переработке и утилизации мусора, и уже в 10 городах эта система будет внедряться.
Все это дает нам основания полагать, что результаты по приросту населения в сельской местности в регионе пришли не просто так. В рамках областной программы поддержки молодых специалистов на селе 884 человека обеспечены жильем и 970 – транспортом. Люди увидели, что о них думают, для них что-то делают, и они ощутили на себе, что можно жить лучше, что многие услуги, многие вещи, такие, как в Нижнем Новгороде или в Москве, можно получать и на селе, где живешь. Хорошо знаю Москву, и, уверяю вас, что таких физкультурно – оздоровительных комплексов как в районах Нижегородской области, в Москве сегодня не строится.
ВОПРОС: - Вы приехали в регион «человеком со стороны», столичным чиновников, и Вас упрекали в том, что вы «тащите» сюда московских чиновников, московские порядки, и все «чужое». Как Вы себя сами ощущали тогда, и как чувствуете сейчас? Что изменилось в Вас, в Ваших взглядах на людей, на работу? Что появилось нового?
В.П. Шанцев: Начиная работать в Нижегородской области, я консультировался со многими. Время показало, кто действительно принял мои устремления в наведении порядка и определенности. В принятии решений власть хороша, когда она определенно говорит «да» или «нет». Людей не обманешь, и всем сразу становится понятно, с кем они имеют дело. Предприниматель начинает новое дело, если получает отказ на продолжение прежнего бизнеса, или же продолжает заниматься прежним делом, если получит разрешение. Это я и старался выстроить.
Мне говорят, что система слишком централизована. Она похожа на московскую, на казанскую, на башкирскую. Но ведь это не самые плохие регионы. Значит, мы на правильном пути; значит, мы выбираем то, что хорошо сделано в Москве, в Санкт – Петербурге, в других наших наиболее развитых регионах.
Мне пришлось и перестраиваться. В Москве система другая. Там не надо никого убеждать и делать своим единомышленником, и на этом очень существенно экономится время. Земельные вопросы, градостроительство, финансовые ресурсы там полностью сосредоточены в руках правительства Москвы. Она и город, и субъект Российской Федерации.
В Нижегородской области совершенно иначе. Есть областное правительство, есть еще руководители городов, есть муниципальные образования, земские собрания, главы районов. И мы с самого начала установили с ними открытый формат работы. Мы каждый месяц собираемся по оперативным вопросам. Главы районов и органов местного самоуправления часто приезжают ко мне, мы созваниваемся, проводим отраслевые совещания и встречи. Согласовываем все вопросы. Конечно, на это уходит определенное время, проще было бы дать директивное указание. Но ни закон, ни реальная ситуация этого не позволяют. Все – таки лучше обсудить, выслушать мнения.
ВОПРОС: - Можете ли Вы сказать, что область приняла Вас, и Вы ее приняли?
В.П. Шанцев: По крайней мере, еще не было такого, чтобы в какой- либо аудитории я услышал: «Валерий Павлинович, Вы не то делаете и не то предлагаете». Я такого не слышал ни от студентов, ни от школьников, ни от преподавателей или представителей высшей школы, промышленности, науки или социальной сферы. Везде поддерживается все, что предлагается, только происходит «шлифовка» и «доводка».
ВОПРОС:- Известно Ваше пристрастие к спорту, и то, что Вы сами играете в футбол и хоккей. Что для Вас означает спорт в жизни?
В.П. Шанцев: По своей жизненной практике и по жизни своих детей и внуков убежден, что успешным человек может стать только тогда, когда он пройдет путь физического совершенствования. Физическое здоровье важно для любого человека, и это должно быть такой же обязанностью, как ежедневное умывание.
В любом случае, если мы хотим развивать спорт, то должны развивать его в двух направлениях: прежде всего, это массовый спорт, детский, подростковый спорт. А для того, чтобы иметь большую массовость, нужно развивать материально – техническую базу. А уже дальше из этой большой массы выделяются «звездочки», то есть дети, тренеры, специалисты, способные добиваться большего. И тогда надо создавать систему подготовки спортсменов высшей категории для каждого вида спорта. Мы должны либо сами у себя создавать условия для качественной подготовки, либо материально обеспечивать этих спортсменов, чтобы они могли тренироваться на современных международных базах, а там уже при равных условиях роль будет играть волевая подготовка, физическая форма, и нельзя уже будет пенять на плохие условия.
ВОПРОС: - В продолжение темы совершенствования. Какие нежелательные для Вас личные качества Вам удалось преодолеть в жизни, и какие – позитивные, вырастить в себе?
В.П. Шанцев: Трудно себя все время критиковать. Ведь постоянное недовольство ни к чему хорошему не приведет. Где бы я ни работал, я всегда и везде старался слушать людей и принимать решения Но мог и отменить свое решение, если кто-то высказывал более дельную мысль. Поэтому всевозможные разговоры о чрезмерной централизации управления считаю несправедливыми. У меня нет централизованной системы управления. Когда я бываю в командировках или в отпусках, система работает без меня так же, как и со мной. Это еще Юрий Михайлович Лужков нас научил: если руководитель находится в отпуске или в командировке, а система, которую он создал, работает лучше, чем при нем, - он хороший руководитель.
У нас на всех местах расставлены профессиональные люди, они все работают по – разному: кому - то больше надо помогать, с кого- то больше требовать, кого-то больше координировать. Но система работает, дает результаты, но я стараюсь, чтобы люди работали самостоятельно. Люблю инициативных, творческих и мыслящих людей. Никогда не был диктатором.
ВОПРОС: - Можно ли сказать, что команда у Вас сложилась?
В.П. Шанцев: Да, сложилась. Это не только мое мнение, об этом уже все говорят.