29 АВГУСТА НА ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА СОСТОЯЛСЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК В РАМКАХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ – 300 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ РОССИИ!»
Данный проект стартовал 14 августа и, прокатившись предпраздничной волной по всей Нижегородчине, завершится 12 сентября открытием в Нижнем Новгороде памятника Петру I, чей указ в 1714 году закрепил на карте Российской империи Нижегородскую губернию. Чтобы провинциальная глубинка не почувствовала себя оторванной от 300-летнего юбилея столь значимого для всех наших земляков события, в каждом районе области прошли или ещё пройдут спортивно-семейные и культурно-просветительские мероприятия.
В Кулебакском районе спортивный праздник состоялся 19 августа, и вот к нам прибыл новый «десант» из Нижнего Новгорода, на этот раз культурно-исторического направления. В торжественной обстановке его открыла глава администрации Кулебакского района Л.А.Узякова. Выступление знаменитого нижегородского губернского оркестра началось с песни Александра Морозова «Нижегородский вальс», ставшей своеобразным гимном области. Её, как и другие песни замечательной, по-настоящему праздничной музыкальной программы, душевно исполнили солисты Татьяна Волкова и Дмитрий Зубарев.
Если первый свой конферанс дирижёр оркестра Е.Н.Петров произносил при немногочисленной публике, то впоследствии площадь быстро стала многолюдной.
Кулебачане могли ознакомиться к тому же с большим красочным стендом исторической выставки, посвящённой Кузьме Минину. Мне удалось взять интервью у экскурсовода данной выставки - ведущего архивиста Центрального архива Нижегородской области Ф.Н. Кулинковича.
- Фёдор Николаевич, давно на исторической стезе?
- С тех самых пор, как окончил исторический факультет педагогического университета в Чернигове. Какое-то время работал школьным преподавателем истории, затем в историческом музее, и вот последние 19 лет – в Нижегородском центральном архиве.
- К каким историческим тайнам удалось прикоснуться?
- Например, нам удалось датировать древнейший документ архива – грамоту полоцкого архиепископа Симеона, написанную, как выяснилось с помощью белорусских коллег, не позднее 1458 года. У нас в архиве целый комплекс белорусских документов конца XV-начала XVI веков эвакуированных из Варшавы в Нижний Новгород в ходе Первой Мировой войны. Кстати, в 1915 году к нам был эвакуирован Варшавский политехнический институт, на основе которого и создан Нижегородский политехнический.
- Есть ли в архиве материалы, к которым простому человеку «с улицы» доступ запрещён?
- Это как раз древнейшие документы, а также документы по делам репрессированных в 1930-х годах.
- Самое время спросить насколько политическая повестка дня вмешивается в работу исторического исследователя?
- Я начал свою деятельность в Центральном архиве уже в эпоху гласности. С тех пор идёт нарастающая работа по рассекречиванию многих архивных фондов. Например, на секретном хранении находились некоторые фонды нижегородской полиции и жандармерии, сейчас с них гриф «секретно» снят и они находятся в открытом доступе. А вот что касается архивных дел репрессированных, то к ним доступ по-прежнему ограничен. Имеют право допуска либо родственники, причём они должны доказать своё родство документами, особенно если изменилась фамилия, либо историки, но имеющие на руках письменное разрешение опять-таки от родственников. Это директива Росархива, руководители которого вероятно считают, что излишнее любопытство по данным делам может навредить потомкам репрессированных, с чем лично я как историк, разумеется, не согласен.
- Репрессии 1930-х в ангажированных СМИ приписывают чуть ли не персонально И.В.Сталину, демонизируя его образ и стараясь выбросить его изо всех позитивных исторических хроник. Тем более удивительно видеть портрет Иосифа Виссарионовича на одном из плакатов вашей выставки.
- Наша общая беда заключается в том, что официальная отечественная история – это почти всегда политика, опрокинутая в прошлое. По крайней мере так было до сих пор. И только сейчас в ряде публикаций начинает появляться взвешенная оценка деятельности державных лиц различных исторических эпох, в том числе И.В.Сталина. Можно критиковать отдельные моменты его внешней политики, но в целом следует признать, что она была правильной, патриотической и отвечала интересам СССР на международной арене, не говоря уже о выдающейся роли Сталина как политического руководителя во время Великой Отечественной войны. Поэтому ничего удивительного, что портрет Сталина вы видите на стенде нашей выставки.
- Давайте перенесёмся в наши дни. Как вам кажется, интерес к краеведению со стороны провинции остаётся неизменным или становится в последнее время более активным?
- Я бы сказал, что интерес растёт. Я напрямую не связан с работой читального зала Центрального архива, но иногда мне там приходится дежурить и я замечаю, что достаточно много стало приезжать людей из районов, которые интересуются историей родного края. Читальный зал всегда забит до отказа. У нас, конечно, есть постоянный контингент посетителей, в основном это преподаватели ВУЗов, нижегородская научная интеллигенция, студенты, работающие над дипломными работами. К тому же нам присылают много писем с запросами - когда было снесено то или иное общественное здание, тот или иной монастырь, церковь.
- Несколько слов о представляемой вами исторической выставке.
- Данное мероприятие посвящено памяти Кузьмы Минина, на стендах выставки показано как в разное историческое время к нему относились. Кстати, это яркий пример того как история является политикой опрокинутой в прошлое. Сначала в монархический период его превозносили, затем в послереволюционное время начали буквально опошлять, потом при Сталине опять отдали должное, в перестроечный период неоднозначное отношение появилось ко многим героям российской истории, и вот сейчас вроде как опять вернулось взвешенное к ним отношение.
Касательно непосредственно памяти Кузьмы Минина, то проблема упирается в то, что от того времени сохранилось очень мало подлинных документов. На какие-то вопросы из жизни Минина мы до сих пор не можем ответить. Мы до сих пор не знаем ни число, ни месяц, ни год его рождения. Не известна точная дата смерти, известно – май 1616 года и всё. Родословная его тоже мало изучена опять-таки из-за недостатка документов. Но некоторые спорные вопросы уже удалось прояснить, например, установлено, что он не был родом из Балахны.
Так что многие исторические тайны ещё ждут своих исследователей. Точную копию нашей выставки в плакатном варианте мы подарили в ваш местный краеведческий музей.
С. Колобаев
Фото А. Мазуриной и А. Сосурова