Заявление Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина
«При обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР Правительство Российской Федерации приняло решение направить в 2015 г. средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы.
Соответственно, те взносы, которые в 2015 г. должны были пойти в накопительную составляющую, увеличат пенсионные права граждан в распределительной составляющей.
Вместе с тем не может не вызывать опасения низкая эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных прав граждан посредством этого механизма.
Таким образом, зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат (на стадии выплаты). Выгоду в данном случае получают только финансовые организации, поскольку им, по сути государством, в обязательном порядке перечисляются взносы граждан в огромных объемах, тогда как никакой реальной ответственности, в том числе в виде взимания с них процентов за пользование взносами граждан, они не несут. Функционал, выполняемый финансистами в данном случае, сводится к посредничеству.
В настоящее время прорабатывается детальный механизм данного решения. Необходимо особо отметить, что данный маневр не связан с каким-либо дефицитом пенсионной системы, а направлен на сознательное усиление ее солидарного характера в рамках стандартных походов к социальному страхованию граждан».
Основные тезисы по теме: направления в 2015 г. средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы
1. Все страховые взносы в 2014 году направляются и в 2015 году будут направляться на формирование страховой пенсии будущих пенсионеров. То есть все страховые взносы зачисляются на пенсионные счета граждан в ПФР, в пользу которых эти средства начислены работодателями. И страховая пенсия, когда придет время, будет назначаться с учетом этих сумм. Сами страховые взносы работодателей идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, реализуются принципы солидарной пенсионной системы, которая продолжает оставаться основой пенсионного обеспечения в России.
2. Все пенсионные накопления, которые уже есть на пенсионном счете граждан, сохраняются за этими гражданами, продолжают инвестироваться и будут выплачены с учетом инвестиционного дохода за все годы инвестирования им при назначении пенсии. Так что, никакого изъятия нет.
3. Страховая пенсия, на которую в 2014-2015 годах направляются все страховые взносы, гарантируется государством и ежегодно увеличивается государством минимум на уровень инфляции. То есть страховая пенсия полностью защищена от инфляции. Сегодня ее средний размер уже превысил 11500 рублей.
Накопительная пенсия не индексируется государством и не защищена от инфляции, пенсионные накопления могут обесцениться, следовательно,могут быть убытки.
4. Страховая пенсия растет быстрее, чем накопительная. Точно так же происходит и с пенсионными правами граждан, которые сегодня формируют будущую пенсию. Увеличение страховой пенсии за последние годы в два раза выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, которая даже ниже инфляции.
2011 2012 2013
Индексация
страховой пенсии 8,8% 10,6% 10,1%
Корректировка
накопительной пенсии 0,7% 5,3% 4,8%
Инфляция 6,1% 6,6% 6,5%
5. По итогам 2004-2012 годов реальный прирост пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах ниже уровня инфляции за данный период. В двадцати самых крупных негосударственных пенсионных фондах, в которых сосредоточено более 70% пенсионных накоплений, средний показатель прироста составил от 2% до 8,3%» в год при среднем показателе уровня инфляции за этот период - 9,65% в год. Происходит фактическое уменьшение пенсионных накоплений. Обесценивание пенсионных накоплений прямо повлияет на реальный размер накопительной пенсии.
6. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями, т.е. могут быть и убытки. Так, практически все НПФ показали убытки по результатам 2008 года. Ряд НПФ потерял до 25% вверенных им пенсионных накоплений. В случае убытков гарантируется лишь сумма уплаченных работодателем за работника страховых взносов, т.е. выплата средств пенсионных накоплений «по номиналу».
7. Страховая пенсия - это ответственность государства. Накопительная пенсия - это ответственность частных компаний, подверженных конъюнктурным изменениям рынка и риску убытков и банкротства в результате плохого управления. Нужно понимать, что формирование накопительной пенсии и вложение денег в финансовые рынки - это всегда повышенный риск.
8. Мировой опыт показывает, что страны сокращают государственные накопительные программы. Государства Прибалтики, Венгрия и Аргентина «обнулили» соответствующие тарифы (при этом Венгрия конфисковала сформированные пенсионные накопления). Польша резко сократила тариф с 7,4% до 2,3%, Казахстан отказался от использования негосударственных пенсионных фондов, создав государственный пенсионный фонд, который распределяет средства пенсионных накоплений между конкурирующими частными управляющими компаниями. Во всем мире основу пенсионной системы составляют страховые пенсии, которыми охвачена большая часть населения. Накопительные пенсии в основном распространены вне государственных пенсионных систем. Они находятся в тн добровольном сегменте, в котором работодатель и работник самостоятельно формируют накопительные пенсии. Эти программы не являются принудительными, работают в гражданско-правовом поле, пенсионные средства являются собственностью работников.