04.04.2014 принят Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который определяет правовые основы и принципы общественного контроля на территории России, устанавливает субъектов и формы общественного контроля, ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле.
Так, под общественным контролем законодатель понимает деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемую в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
К числу принципов общественного контроля отнесены приоритет прав и законных интересов человека и гражданина, добровольность участия в осуществлении общественного контроля, самостоятельность и независимость субъектов общественного контроля, публичность и открытость общественного контроля, законность деятельности субъектов общественного контроля, объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного конроля, недопустимость вмешательства в деятельность политических партий, соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля и другие.
Доступ к информации об общественном контроле является открытым, за исключением информации, составляющей государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В Федеральном законе от 04.07.2014 №212 -ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» перечислены субъекты общественного контроля:
-Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований;
- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ;
-общественные наблюдательные комиссии;
-общественные инспекции;
-группы общественного контроля, а также иные организационные структуры общественного контроля.
Все перечисленные субъекты при осуществлении общественного контроля обязаны соблюдать действующее законодательство, установленные федеральными законами ограничения, связанных с деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления; не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, распространение которой ограничено федеральным законодательством, обнародовать информацию о своей деятельности и результатах контроля.
В статье 18 Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» закреплены основные формы общественного контроля, а именно: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания и иные формы, не противоречащие законодательству, отмечены особенности каждой формы общественного контроля.
Закреплены полномочия субъектов общественного контроля по обнародованию информации о своей деятельности, о мероприятиях общественного контроля и их результатах в средствах массовой информации, в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», а также по направлению информации о результатах общественного контроля в органы прокуратуры, органы государственной власти, местного самоуправления, осуществляющие государственный (муниципальный) контроль (надзор).
Федеральный закон от 04.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вступил в законную силу со 2 августа 2014 года.
Помощник прокурора П.Г. Трусова