С 1 января 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), которым устанавливаются правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяются права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ проводить специальную оценку обязаны все работодатели на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Институт специальной оценки условий труда заменил аттестацию рабочих мест.
Статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ установлены переходные положения. Так, в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Согласно ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31689) утверждена методика специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Методика), формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Результаты специальной оценки учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Кулебакской городской прокуратурой в марте-апреле 2014 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства.
В ходе проверки выявлены 8 работодателей, которые в нарушении трудового законодательства не проводили ни аттестацию рабочих мест (согласно ст. 212 ТК РФ до вступления Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ), ни специальную оценку условий труда.
6 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по постановлению прокурора привлечены Государственной инспекцией труда к административной ответственности. Также прокурором индивидуальным предпринимателям и руководителям юридических лиц внесено 8 представлений об устранении нарушений трудового законодательства, 2 из которых рассмотрены и удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении.
Помощник прокурора Е.В. Жучкова