Согласно примечанию к Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации (утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года N 5625-1), работы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, признаются таковыми при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти.
Указанное положение позволяло отказывать в признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, направленным на работы в зону отчуждения по решению руководства высших учебных заведений, областными комитетами КПСС, иными органами.
Таким образом, вышеуказанные категории граждан лишались социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 01.04.2014 № 9-П указал, что осуществляя правовое регулирование социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель должен исходить из того, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
В Постановлении КС РФ указал, что к компетенции партийных структур, основанной на Конституции СССР и Постановлении ЦИК от 5 июня 1986 года, было отнесено формирование студенческих отрядов. Поэтому заявители могли быть направлены в стройотряд в зону отчуждения только комсомольской организацией. По мнению Конституционного суда РФ, решающим должен быть сам факт участия в работах по ликвидации аварии, а не порядок формирования отряда. Согласно позиции КС граждане, выполнявшие такие работы в один и тот же период, подвергаются одинаковому радиационному риску. «Примечание к списку работ не соответствует Конституции РФ, так как препятствует признанию участников студенческих строительных отрядов ликвидаторами последствий чернобыльской катастрофы», — заключил суд
Таким образом, примечание к Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение - как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - не позволяет относить предусмотренные данным Списком работы, которые в указанный период выполнялись членами студенческих строительных отрядов в населенных пунктах, находящихся в зоне отчуждения, к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и тем самым препятствует признанию осуществлявших такие работы граждан участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и предоставлению им права на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Помощник прокурора П.Г. Трусова