Возможность досрочного голосования по уважительным причинам ранее предусматривалась Федеральным законом от 2 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Однако в июне 2002 года она была ограничена выборами в органы местного самоуправления, а в мае 2010 года полностью исключена. В результате этого избиратели, имеющие уважительные причины, лишились права проголосовать досрочно на выборах любого уровня.
15 апреля 2014 года Конституционный Суд Российской Федерации проверил на соответствие Конституции Российской Федерации п. 1 ст. 65 Федерального закона от 02 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно данной норме соответствующая избирательная комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях.
Соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума.
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме Российской Федерации досрочное голосование по иным основаниям, кроме предусмотренных, не проводится.
Суд признал данную норму неконституционной в той мере, в какой она исключает возможность проголосовать досрочно для избирателей, которые в день голосования будут отсутствовать по месту жительства и не смогут прийти в пункт голосования на своем избирательном участке по уважительной причине.
К уважительным причинам относится отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, состояние здоровья или выполнение государственных и общественных обязанностей.
Суд указал, что отсутствие возможности проголосовать досрочно ставит избирателей, которые имеют такие причины, в неравное положение по сравнению с гражданами, имеющими возможность проголосовать на своем избирательном участке.
В результате избиратели вынуждены делать выбор между реализацией избирательного права и других конституционных прав (на отдых, труд, образование и т.д.), которые являются не менее значимыми. Возникшая проблема не может быть решена за счет голосования по открепительным удостоверениям, которое требует нахождения избирателя в своем избирательном округе, или по почте, накладывающего на избирателя дополнительные расходы.
При этом одни лишь формальные критерии (например, рационализация деятельности избирательных комиссий) не могут быть основанием для ограничения права избирателей на досрочное голосование.
Суд отверг аргумент в пользу того, что досрочное голосование может привести к различным нарушениям, так как законодатель сохранил возможность досрочного голосования, например, на участках, расположенных в труднодоступных местностях.
Федеральному законодателю предписано внести изменения в законодательство.
Помощник прокурора П.Г. Трусова