Корру́пция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
В целях обеспечения единства судебной практики 09 июля 2013 года Пленумом Верховного Суда Российской Федерации № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" даны новые разъяснения по вопросам применения норм о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.
Принятие нового Пленума Верховного Суда РФ обусловлено многочисленными законодательными изменениями, произошедшими в этой сфере со времени разработки прежних разъяснений от 2000 года.
Так, за этот период был установлен новый тип взяткополучателя - должностное лицо публичной международной организации.
Пленум разъясняет, что к таким лицам относятся члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Россия, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Россией.
Подробно разобран перечень действий, совершение которых дает основания говорить о получении взятки.
Подчеркивается, что получение вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений, не может квалифицироваться как получение взятки.
По закону предмет взяточничества и коммерческого подкупа могут быть не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Примеры услуг и прав, которые могут признаваться взяткой или подкупом (предоставление кредита по заниженной процентной ставке за пользование им, ремонт квартиры, дачи, передача автотранспорта для временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами, право требования кредитора и др.).
Также отмечены ситуации, когда передачу денег, имущества (оказание услуг, предоставление прав) нельзя рассматривать как преступление. В частности, это случаи, когда имеет место крайняя необходимость или психическое принуждение.
Заместитель городского прокурора И.М.Груздева