5 апреля 2013 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который с 1 января 2014 года заменит Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Вновь принятый Закон означает переход на новую систему государственных закупок – федеральную контрактную систему.
Комментирует новый закон начальник отдела цен и размещения муниципального заказа администрации Кулебакского района О.А.Вострухова.
- Существенная часть положений Закона № 94-ФЗ сохранена в новой системе. Например, нормы, касающиеся способов проведения закупок. Но, вместе с тем, в Законе о федеральной контрактной системе представлен ряд нововведений, подразумевающих создание более совершенной системы государственных и муниципальных закупок.
Наиболее значительными новациями следует признать такие элементы, как:
1. Планирование закупок. Законом о федеральной контрактной системе предусмотрено обязательное планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Новый Закон подробно регламентирует порядок формирования планов закупок и планов-графиков. Планы закупок должны формироваться заказчиками исходя из целей и мероприятий, предусмотренных целевыми программами.
2. Размещение заказа. Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрены дополнительные по сравнению с Законом № 94-ФЗ способы закупок, в частности: конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; запрос предложений.
3. Единая информационная система. Закон о федеральной контрактной системе предусматривает создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах закупок, начиная с планирования и заканчивая исполнением контракта. В нее будут включены все документы по планированию закупок и по реализации планов, информация о заключении и исполнении контрактов, а также иные сведения, предусмотренные данным законом.
4. Исполнение контракта. Существенным нововведением стало предоставление заказчику возможности расторжения контракта с поставщиком в одностороннем порядке.
Случаи такого расторжения строго оговорены Законом о федеральной контрактной системе: при поставках товара ненадлежащего качества либо некомплектного товара, при нарушении сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, а также при существенном нарушении условий исполнения контракта.
Такая же возможность предоставлена и поставщику: расторжение контракта возможно при неоднократном нарушении заказчиком сроков оплаты товара, работ, услуг, либо если заказчик не предоставил исходные материалы или не выполнил иные обязательства, которые привели к невозможности поставщика исполнить свое обязательство по контракту.
5. Контрольная деятельность. Мониторинг, аудит и контроль будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, муниципальных образований и иными органами, уполномоченными законодательством РФ.
Органы аудита будут осуществлять анализ обоснованности планирования закупок, эффективности осуществления закупок, влияние результатов закупок на достижение целей федеральных и региональных целевых программ.
В соответствие с Законом о федеральной контрактной системе граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок.
Закон о федеральной контрактной системе № 44–ФЗ вступает в силу с 1 января 2014 года. И будет применяться к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены после дня вступления его в силу. До начала функционирования операторов электронных площадок, отобранных в соответствии с федеральной контрактной системой, электронные аукционы будут осуществляться на площадках, отобранных в соответствии с Законом № 94-ФЗ. Переходный период согласно Закону № 44-ФЗ окончательно завершится до 1 января 2017 года.
Для полноценного функционирования контрактной системы потребуется принятие целого пакета подзаконных актов, как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном.