Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению в электронном виде, довольно широк и постоянно пополняется. Например, сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru позволяет: заполнить заявление на получение заграничного и общегражданского паспортов; записаться на прохождение автомобильного техосмотра; оформить заявку на получение водительских прав и проверить наличие неоплаченных штрафов; зарегистрироваться по месту пребывания и жительства; отправить налоговую декларацию; подать заявление в ЗАГС; записаться на прием к врачу и др. Помимо www.gosuslugi.ru разделы с виртуальными услугами открыты на Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области www.gu.nnov.ru и на сайтах различных министерств.
Чтобы воспользоваться услугами электронных порталов для начала надо зарегистрироваться. Процесс регистрации на www.gosuslugi.ru и www.gu.nnov.ru достаточно сложен, однако таковы требования безопасности. Чтобы из простого посетителя превратиться в постоянного клиента этого сайта, у пользователя должен быть ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), а также СНИЛС (Страховой номер Индивидуального Лицевого Счета), указанный на карточке обязательного пенсионного страхования. Кроме того, для обратной связи понадобится адрес электронной почты.
Эти, а также другие личные данные, необходимо ввести в поля электронной анкеты и отправить ее. После этого по обычной почте в бумажном конверте придет пароль для доступа к сайту. После получения пароля можно приступать к пользованию госуслугами. Для этого достаточно авторизироваться, то есть ввести СНИЛС и полученный пароль, и выбрать регион пребывания. От региона зависит состав списка доступных государственных услуг.
Предоставленные в электронном виде услуги классифицированы по жизненным ситуациям (покупка квартиры, поиск работы, строительство дома, организация собственного бизнеса, болезнь и т.д.), категориям (ЖКХ, семья, налоги, спорт и прочее) и ведомствам, которые оказывают все эти услуги.
Наиболее востребованные сервисы находятся в разделе «Популярные услуги». Кроме того, для удобства можно воспользоваться поисковой строкой, расположенной на самом верху любой страницы.
Плюсы получения услуг с использованием Интернета налицо.
Во-первых, для подачи тех или иных документов не нужно выходить из дома. Во-вторых, заполнить анкету неверно практически невозможно – если что-то сделали неточно, ответственный сотрудник оповестит пользователя и укажет на ошибки, после чего отправит анкету на доработку. Соответствующее уведомление придет на электронную почту. После того, как анкета заполнена, пользователя пригласят в местное отделение ведомства, чтобы сверить данные с оригиналами документов. В-третьих, те, кто оформил документы через Интернет, избавлены от необходимости стоять в очередях, поскольку их пускают вне очереди. Причина проста – все документы оформлены заранее и одобрены сотрудником ведомства. Кроме того, функции по получению сведений, содержащихся в некоторых документах, будут осуществляться территориальными органами посредством межведомственного взаимодействия с соответствующими органами.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что федеральный проект по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид делает возможным приблизить чиновника к гражданину и нацелен на повышение доступности и качества оказываемых населению услуг, сокращение сроков их оказания, а также снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением.