Деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, является вопросом местного значения в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления».
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА находится 48,6 км автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, 33,5 км из которых находится в неудовлетворительном состоянии, что составляет 69% от общей протяженности автомобильных дорог с а/бетонным покрытием. Те дороги, по которым осуществляются пассажирские перевозки (таковых у нас около 21 км), являются дорогами с автобусным сообщением. В настоящее время не соответствуют нормативным требованиям дороги, проходящие по улицам Труда (частично), Маряхина, Восстания (частично).
До 2010 года, в соответствии с выделенными денежными средствами, содержание дорог в зимнее время осуществлялось только на дорогах с маршрутным движением и только выборочно на второстепенных дорогах.
С 2011 года зимним содержанием охвачены все дороги, тротуары, а также улицы и проезды частного сектора.
Ежегодно на эти цели увеличивается финансирование: в 2010 г. было израсходовано 2,4 млн. руб., в 2011 г. – 4,1 млн. руб., в 2012 г. – 5,2 млн.руб., 2013 г – 7,5 млн. руб.
На летнее содержание дорог расходовались следующие средства: в 2010 г. – 3,2 млн. руб., в 2011 г. – 2,6 млн. руб., в 2012 г. – 4,9 млн. руб., в 2013 г. планируется 2,1 млн. руб.
За последние три года, начиная с 2010, администрацией города проведена немалая работа по ремонту дорог и тротуаров. За 2010 год на общую сумму 8,5 млн. руб. отремонтировано 15000 кв. м дорог на ул. Мира, ул. Ст. Разина (р-н ЦРБ), ул. Догадина ( от ул. Маяковского до ул. Лесной), ул.60 лет ВЛКСМ, ул. Ульянова (часть), ул. Серова (часть) и др.; 1965 кв. м (1.3 км) тротуаров ул. Восстания, ул. Ст. Разина (часть), завершено строительство тротуара на ул. Железнодорожной.
В 2011 году на ремонт дорог с применением асфальтобетона израсходовано 19,9 млн. руб.; тротуаров – 4,6 млн. руб.
В 2011 году Правительством области были выделены субсидии на проведение мероприятий по благоустройству территорий муниципальных районов и городских округов. Общая сумма денежных средств составила 32751081,55 руб. в т.ч. из областного бюджета - 22925756,99 руб., из местного бюджета - 9825324,56 руб. Основная часть этих средств была направлена на ремонт городских дорог и тротуаров. Таким образом, отремонтировано около 40000 кв. м дорог: на ул. Песочной (от ул. Циолковского до ул. Железнодорожной), ул. Ульянова (часть), ул. Ст. Разина (от ЦРБ до лесхоза), и 7000 кв. м тротуаров. Хочется отметить, что в перечень мероприятий по ремонту дорог были включены не только основные, но и также второстепенные дороги (ул. Куйбышева, Бунтарская, пл. Революции, местный проезд в р-не УО, м-н Молодежный), подъездные пути к детским школьным и дошкольным учреждениям (д/с «Светлячок», «Белочка», школа № 1); отремонтированы тротуары в р-не многоэтажных домов ул. Адм. Макарова, 10, 6, площадь автовокзала, подъездные пути к «Скорой помощи», выполнено частичное благоустройство пл. Ленина (на тротуарах уложена брусчатка, отремонтирована дорога). В м-не «Заречье», где на протяжении нескольких лет взрослые и дети ходили по песку и пыли, наконец-то появился тротуар.
На все перечисленные объекты были составлены дефектные ведомости, сметные расчеты и практически на все объекты в соответствии с ФЗ № 94 от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» были проведены электронные торги по выбору подрядной организации на выполнение тех или иных работ.
Одним из условий муниципального контракта на ремонт дорог является наличие собственной аккредитованной лаборатории для проведения испытаний строительных материалов или договор на оказание услуг на данные цели. Эти условия подрядными организациями были выполнены. Тем не менее, руководство города и района обратилось в ГУ ГУАД НО с просьбой оказания содействия на проведение независимых лабораторных испытаний, на что было дано согласие.
В рамках Целевой программы по ремонту и содержанию городских дорог и тротуаров за 2012 год в г.Кулебаки отремонтировано 3,5 км автомобильных дорог (ул.Бутова, Ст.Разина, Циолковского, Маяковского, подъезд к д/с «Рябинушка») и около 2 км тротуаров (ул.Циолковского, Ст.Разина, Воровского) - всего на общую сумму 20944,9 тыс.руб. Выполнено строительство тротуара на ул.Серова (к ФОКу) на общую сумму 1976,6 тыс.руб., отремонтирован тротуар по ул. Воровского 886,0 тыс. руб. (630 кв. м).
Основным подрядчиком на ремонтах городских дорог и тротуаров выступала выксунская организация ЗАО «ПМК «Выксунская» (гендиректор В.В. Филатов). Организация зарекомендовала себя высококачественной работой, наличием квалифицированных кадров, наличием всей необходимой дорожной техники.
Что касается качества асфальтобетонного покрытия, то могу пояснить следующее. Как было уже сказано ранее, одним из условий участия в электронных торгах является наличие аккредитованной лаборатории для проведения испытаний строительных материалов или договор на оказание услуг. На все ремонты по их завершению подрядные организации предъявляют исполнительную документацию со всеми необходимыми техническими документами. Иногда случается, что асфальтобетонное покрытие не выдерживает гарантированный срок службы, но для этого он и устанавливается, чтобы подрядная организация устраняла все выявленные дефекты за свой счет.
Причин недолгого срока службы асфальтобетонного покрытия немало. Как правило, городские дороги капитально не ремонтировались десятки лет. В их основании в основном заложен шлак, который с годами превратился в пыль, либо известковый щебень, который также не отличается высоким качеством. Кроме этого, в основном все дороги города находятся в нулевых отметках, естественные уклоны имеются лишь на части улиц. Отсутствие ливневых канав, отвода дождевых и талых вод приводит к разрушению асфальтобетонного покрытия. Вода скапливается на дорогах и держится порой неделями. Вопрос устройства отводной системы обсуждается руководством города и района и уже предприняты некоторые шаги (ул. Бутова, ул. Ст. Разина, Серова, Воровского и др.), но на все нужны немалые вложения. Вопиющим фактом разрушения тротуаров является то, что нерадивые водители используют их для проезда автотранспорта. По данному факту руководство города и района обращается к ОГИБДД по Кулебакскому району обратить особое внимание на выявление нарушителей и обеспечение безопасности пешеходов.
Зачастую кулебачане сравнивают содержание и состояние наших дорог с выксунскими. Вот что хочется сказать по этому поводу. С 2012 года администрации Кулебакского района и города сотрудничают с подрядной организацией ЗАО «ПМК «Выксунская». Она работает не на количество, а на качество. На обслуживании у данной организации находятся дороги Кулебакского, Выксунского и Вознесенского районов, а также городские дороги городов Выкса, Кулебаки. Асфальтобетонные смеси в основном готовятся на гранитах. Примером качественного ремонта является участки улиц Воровского, Бутова, а/дорога по ул. Циолковского, Ст. Разина. Именно поэтому мы расстались с теми подрядчиками, качество ремонта и содержания дорог которых оставались желать лучшего, и надеемся на продолжение сотрудничества с вышеуказанной организацией.
В 2012 году по областной целевой программе «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области» на общую сумму 12397,8 тыс. руб., в т.ч. 9562,1 тыс. руб. – областной бюджет; 2835,6 тыс. руб. – местный бюджет было выполнено благоустройство дворовых территорий м-на «Заречье» с устройством подъездных путей, местных проездов, стоянок для автотранспорта, тротуаров. Подрядной организацией являлась ЗАО «ПМК «Выксунская».
Уместным было бы сказать, что портят вид города дороги, расположенные на территории нашего города, которые являются собственностью области: ул. Железнодорожная, Адм. Макарова, О. Кошевого, Серова (участок). По вопросу необходимого капитального ремонта этих дорог, а также завершения строительства обхода города Кулебаки – южный вариант, руководство города и района ведет переговоры с 2008 года. Последние обращения были адресованы депутату Государственной Думы Н.В. Герасимовой и министру Правительства Нижегородской области А.И. Цапину.
О планах 2013 года могу сказать, что администрацией Кулебакского района запланировано выделение денежных средств администрации города более 13 млн. руб. на ремонт городских дорог. В настоящее время готовится техническая документация и предложения по ремонту. Кроме этого, продолжит действие ОЦП «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области». Министерством строительства Нижегородской области подготовлено распределение субсидий из дорожного фонда Нижегородской области, согласно которому в 2013 году бюджету Кулебакского муниципального района запланировано предоставление субсидии на ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов в сумме 865,7 тыс.руб.; на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, а также проездов к дворовым территориям многоквартирных домов – 6379,2 тыс. руб.
В соответствии с заключенным муниципальным контрактом на сумму 1408,2 тыс. руб. между администрацией города и ЗАО «ПМК «Выксунская» начаты текущий ремонт городских дорог, а также их летнее содержание. Работы ведутся на ул. Гастелло, Воровского, Бутова и будут завершены до 1 мая.
В завершение, думаю, необходимо ответить на более каверзный вопрос, который волнует не только кулебачан, но и в целом владельцев автотранспорта всей страны: «Куда же уходят наши налоги?» Так вот, транспортный налог, собранный с владельцев транспортных средств, проживающих в Кулебакском районе, в 100% выражении поступает в областной бюджет. Затем денежные средства направляются в областной дорожный фонд и проходят дальнейшее перераспределение. Порядка 25 млн. руб. с владельцев транспортных средств города Кулебаки и района поступило в областной бюджет за 2012 год. Денежные средства, выделяемые Правительством НО по целевым программам, направленным на ремонт дорог и подъездных путей муниципальных районов, предусмотрены из этого налога.
Перемены налицо, динамика выделяемых денежных средств на ремонт и содержание городских дорог имеется. И только слепой не заметит, что качество городских дорог стало гораздо лучше.
С. А. САЛАМАТОВА, начальник отдела городского хозяйства