Вопросы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера сегодня почти во всём мире возведены в ранг государственной политики. В России повышенное внимание этим вопросам стало уделяться после гражданской войны: в 1918 году, когда германские войска вторглись на её территорию, для борьбы с авиацией противника начала создаваться противовоздушная оборона, в состав которой вошли авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи. В это же время организуется сеть наблюдательных пунктов и пунктов выдачи населению средств защиты – защитных масок, противогазов и т. д.
Все мероприятия по противовоздушной и противохимической защите страны требовали объединения в единую общегосударственную систему, что и было закреплено в 1932 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О противовоздушной обороне России». В случае нападения воздушного противника на органы МПВО возлагалась обязанность оповещения населения, а при ликвидации последствий авиационных ударов – спасения людей, оказавшихся под завалами зданий, оказания пострадавшим медицинской помощи, ликвидации аварий, обезвреживание неразорвавшихся бомб. На всех уровнях стали создаваться штабы МПВО, специальные службы и формирования, развернулось строительство убежищ и укрытий. Накануне 1941 года было обучено 40 млн. человек и организовано более 25 тысяч формирований МПВО.
В годы Великой Отечественной войны за успешное выполнение заданий 2 тысячи человек личного состава МПВО были отмечены правительственными наградами - орденами, свыше 300 тысяч – награждены медалями за оборону городов.
В послевоенный период, с появлением ядерного оружия и возрастания опасности нападения со стороны вероятного противника возникла необходимость реорганизации МПВО в систему общегосударственных и общенародных мероприятий, которая справилась бы с задачами защиты населения и экономики страны в новых условиях. Такой новой общегосударственной системой в 1961 году стала Гражданская оборона.
В Горьковской области после выхода в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР также был создан штаб Гражданской обороны. Начальником ГО был назначен председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся И. А. Чугунов, а начальником штаба ГО – майор Н. Ф. Воробьёв.
События последнего времени, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера на территории РФ (наводнения, пожары, теракты, землетрясения и т. д.), приведшие к человеческим жертвам, а также угроза возникновения аварий на объектах энергетического комплекса, системах жизнеобеспечения, объектах особой важности говорят о необходимости дальнейшего повышения готовности органов ГО.
О том, как организована работа ГО в нашем районе, и какие задачи приходится ей решать, мы попросили рассказать начальника отдела ГО и ЧС районной администрации А. В. БАРАШКОВА.
- Алексей Викторович, какие задачи чаще всего приходится решать местным службам ГО и ЧС?
- Так как наш район – лесной, наибольшую опасность для города и сельской местности представляют лесные пожары. Типичный пример тому – лето 2010 года, когда огонь вплотную подходил к населённым пунктам и на борьбу с ним было поднято всё население. ГО и ЧС района возглавляла тогда глава администрации Л. А. Узякова. В его работе постоянно принимали участие глава местного самоуправления Л. П. Смирнов, руководство города, председатель комиссии ГО и ЧС О. В. Чиндясов и т. д. Ценой невероятных усилий огонь тогда удалось остановить и не допустить человеческих жертв.
- Какие подразделения входят в состав ГО и ЧС нашего района?
- Система ГО и ЧС включает в себя 30 служб: 11- функциональных и 19 территориальных. В их числе службы быстрого реагирования – полиция, скорая помощь, пожарная часть ПЧ-65, МУП «Райводоканал», газовая служба. При необходимости для ликвидации последствий ЧС могут привлекаться и другие службы. Так было, например, зимой 2010-2011 г.г., когда у нас прошёл ледяной дождь, и начались перебои в обеспечении электроэнергией как города, так и сельских населённых пунктов.
- Как в планах работы ГО претворяется в жизнь всем известная истина «Тяжело в учении – легко в бою»?
- В последние годы при организации работы всех подразделений ГО наметилась отчётливая тенденция к постепенному переходу от термина «гражданская оборона» к термину «гражданская защита», что связано со значительной переориентацией организаций, занимающихся данными вопросами, с задач военного характера на ЧС мирного времени и оказание гуманитарной помощи в случае их возникновения. Поэтому мы постоянно уделяем большое внимание практическим действиям аварийно-спасательных формирований при действии в различных чрезвычайных ситуациях. Для обеспечения сбора, обмена и выдачи информации в городе работает единая диспетчерская служба, организовано круглосуточное дежурство диспетчерских служб энергетики, ОВД, пожарной и коммунальных служб, скорой помощи. Кроме того, систематически проводятся тактико-специальные учения и тренировки на потенциально опасных объектах района, в школах, больницах и т. д. Только в текущем году запланировано проведение 16 подобных мероприятий (10 из них уже проведены). Недавно в районе Главное Управление ГО и ЧС Нижегородской области проводило комплексную проверку деятельности служб ГО и ЧС. По обеим направлениям комиссией были выставлены удовлетворительные оценки.
Немаловажную роль в нашей работе играет и такой вопрос, как взаимодействие со СМИ. Именно через средства массовой информации удаётся научить людей правильным действиям в тех или иных чрезвычайных ситуациях.
В заключение мне хотелось бы отметить, что наш район в вопросах ГО и ЧС не стоит на месте. Вся деятельность соответствующих служб направлена на то, чтобы безопасность системы всегда была на должном уровне.
О. НАТУРАЛЬНОВА