Владимир ПУТИН: Задача состоит в том, чтобы, не истощив, а умножив экономические силы страны, создать такую Армию, такой ОПК, которые способны обеспечить России суверенитет, уважение партнеров и прочный мир.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ СТАТЬИ "БЫТЬ СИЛЬНЫМИ: ГАРАНТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОССИИ"
1. Для укрепления международных позиций России, развития экономики и демократических институтов государство реализует беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей. Это "плата по счетам" за те годы, когда Армия и Флот хронически недофинансировались, когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений.
2. Сегодня в военной сфере повышается роль высокоточных неядерных средств большого радиуса действия. В будущем увеличатся военные возможности стран в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства, в первую очередь – в киберпространстве. Затем будет создаваться оружие на новых физических принципах (лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического и др.). Таким образом, роль стратегического баланса ядерных сил в сдерживании агрессии и хаоса постепенно снижается. Необходимо строить Новую Армию.
3. Совместно с нашими союзниками мы должны укреплять возможности Организации Договора о коллективной безопасности, включая Коллективные силы оперативного реагирования.
4. В тяжелейшие 90-е годы российские солдаты и офицеры, несмотря ни на что, сохранили Армию, обеспечили в критические моменты боеготовность частей, воевали на Северном Кавказе, в Таджикистане и других "горячих точках", сберегли целостность и суверенитет нашей страны, защитили безопасность наших граждан.
5. В "нулевые" годы, с приходом к власти Владимира Путина, была восстановлена система элементарных социальных гарантий для военнослужащих, были ликвидированы постыдные задержки с выплатой денежного довольствия, увеличилась доля расходов на развитие Армии и Флота. На всех стратегических направлениях формировались части постоянной готовности, укомплектованные контрактниками, создавались самодостаточные группировки. Именно такая группировка в августе 2008 года провела операцию по принуждению Грузии к миру, защитила народы Южной Осетии и Абхазии.
6. Наши достижения:
• в Сухопутных войсках развернуто более 100 общевойсковых и специальных бригад. Это полноценные боевые соединения, укомплектованные кадрами и техникой. Норматив их подъёма по тревоге – один час. Переброска на потенциальный театр боевых действий – сутки.
• Российская Армия избавляется от всех несвойственных, вспомогательных функций – хозяйственных, бытовых и прочих. Отрыв от боевой учебы сведён к минимуму.
• формируется 10 крупных научно-учебных центров, где офицеры могут постоянно повышать свой профессиональный уровень.
• органы управления в Вооружённых Силах сокращены в два раза. Сформированы четыре укрупнённых военных округа: Западный, Южный, Центральный и Восточный. Им под управление переданы силы ВВС, ПВО и Флота. С 1 декабря 2011 года на боевое дежурство в России заступил новый род войск – Войска воздушно-космической обороны.
• в Военно-воздушных силах созданы 7 крупных авиационных баз с мощной инфраструктурой. За последние 4 года капитально отремонтировано 28 аэродромов. В текущем году планируются работы еще на 12 военных аэродромах.
• в Ленинградской и Калининградской областях, в Армавире уже введены в строй системы предупреждения о ракетном нападении, начаты испытания аналогичного объекта в Иркутске. Все бригады воздушно-космической обороны оснащены современным комплексом средств автоматизации "Универсал-1С". Развернута полная космическая группировка системы "ГЛОНАСС".
• доля современных ракетных комплексов наземного базирования за последние четыре года уже возросла с 13 до 25 процентов. Будет продолжено переоснащение ещё 10 ракетных полков стратегическими комплексами «Тополь-М» и «Ярс». В Дальней авиации полностью сохранен парк стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95мс, идут работы по их модернизации. На вооружение принята новая крылатая ракета воздушного базирования большой дальности. С 2007 года на постоянной основе возобновлены полеты стратегической авиации в районах боевого патрулирования. Начинается разработка перспективного авиационного комплекса для Дальней авиации.
• на дежурство заступают подводные стратегические ракетоносцы нового проекта «Борей». Лодки такого класса – "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский" — уже проходят государственные испытания. Наш Флот возобновил свое присутствие в стратегических районах Мирового океана, в том числе в Средиземном море.
7. Наши приоритеты: ядерные силы, воздушно-космическая оборона, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, "беспилотники" и роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним. Необходимо создавать эффективные межвидовые группировки войск и сил, повышать готовность воинских частей к выполнению боевых задач. В предстоящее десятилетие в войска поступит более 400 современных межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, 8 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 20 многоцелевых подводных лодок, более 50 боевых надводных кораблей, около 100 космических аппаратов военного назначения, более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше тысячи вертолетов, 28 полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов «Витязь», 10 бригадных комплектов ракетного комплекса «Искандер-М», свыше 2 тысяч 300 современных танков, около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также более 17 тысяч единиц военной автомобильной техники. Сейчас на современную военную технику уже переведено более 250 частей и соединений, в том числе – 30 авиационных эскадрилий. А к 2020 году доля новых образцов вооружений в войсках должна составлять не менее 70 процентов. Системы, остающиеся на вооружении, будут подвергнуты глубокой модернизации.
8. Военно-технический ответ России на глобальную американскую ПРО и её сегмент в Европе будет эффективным и ассиметричным. Мы будем наращивать наши ядерные силы и укреплять структуры воздушно-космической обороны, чтобы преодолевать любую систему ПРО и защищать российский ответный потенциал.
9. Активность, которую начали ведущие военные державы мира вокруг Арктики, ставит перед Россией задачу обеспечения наших интересов в этом регионе. Для выполнения этой задачи государство будет возрождать "океанский" военно-морской флот, прежде всего на Севере и на Дальнем Востоке.
10. Военнослужащие должны иметь полный пакет социальных гарантий, адекватный их огромной ответственности. Это услуги здравоохранения, система санаторно-курортного лечения, страховка, достойная пенсия и возможность трудоустройства после увольнения.
11. Денежное довольствие должно быть на уровне, а то и выше той зарплаты, которую получают квалифицированные специалисты и управленцы в ведущих отраслях экономики. С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих выросло практически в три раза. Также было повышено денежное довольствие в системе МВД. А с 1 января 2013 года существенно вырастут зарплаты и во всех остальных "силовых", правоохранительных структурах и спецслужбах.
12. Пенсии всех военных пенсионеров, независимо от их ведомственной принадлежности, повышены с 1 января текущего года – сразу в 1,6 раза. В дальнейшем – "военные пенсии" будут ежегодно повышаться, причём не менее чем на два процента сверх уровня инфляции.
13. С 2000 года существенно увеличились объемы предоставления жилья военнослужащим: в среднем выдается до 25 тысяч квартир в год. В 2006–2007 годах была реализована президентская программа "15+15", когда военнослужащим было сразу дополнительно предоставлено ещё порядка 20 тысяч квартир в тех регионах, где жилищная проблема была наиболее острой. А за 2008—2011 годы только для военнослужащих Минобороны было приобретено и построено уже порядка 140 тысяч квартир для постоянного проживания и 46 тысяч – служебных квартир. Но проблема пока не решена. Во-первых, учёт офицеров, нуждающихся в жилье, в Министерстве обороны был поставлен крайне плохо. Во-вторых, сроки и темпы организационно-штатных мероприятий не были чётко увязаны с возможностями по предоставлению квартир. В 2012—2013 годах необходимо полностью обеспечить военнослужащих постоянным жильём. А к 2014 году завершить формирование современного фонда служебного жилья. Кроме того, до конца 2012 года в полном объёме будут обеспечены квартирами те военнослужащие, которые в 90-е годы были уволены без жилья и стоят в муниципальных очередях. На сегодняшний день таких граждан — свыше 20 тысяч. Военнослужащие, заключившие контракт после 2007 года, будут обеспечиваться жильём в плановом порядке, в рамках накопительно-ипотечной системы. Число её участников превысило 180 тысяч человек, уже приобретено более 20 тысяч квартир.
14. Нужно провести самую тщательную инвентаризацию недвижимого имущества Вооруженных Сил, которое подлежит передаче гражданским властям. Жилые дома, детские сады, объекты ЖКХ, принадлежавшие Минобороны, должны передаваться муниципалитетам в отремонтированном состоянии, пригодным к эксплуатации и вместе с финансовыми ресурсами на текущее содержание.
15. Сейчас в армии по контракту служит 220 тысяч офицеров и 186 тысяч солдат и сержантов. Планируется, что в течение ближайших 5 лет ежегодно будет набираться ещё по 50 тысяч контрактников, которые станут назначаться на должности сержантов, старшин, а также специалистов, работающих с боевой техникой. Все контрактники будут проходить подготовку в специальных учебных центрах и сержантских школах. Планируется, что уже к 2017 году – при общей штатной численности Вооружённых Сил в один миллион человек – 700 тысяч будут составлять "профессионалы": офицеры, курсанты военных вузов, сержанты и солдаты-контрактники. А к 2020 году число служащих по призыву сократится до 145 тысяч. Сохранение смешанной системы комплектования на обозримую перспективу – это компромисс между поставленными задачами и текущими возможностями страны.
16. Для поддержания дисциплины в воинских коллективах создаётся Военная полиция. И, конечно, в воспитании военнослужащих, в защите их прав и интересов, в обеспечении здорового морального климата в частях должны активно участвовать общественные, ветеранские, религиозные и правозащитные организации. В ближайшие годы в каждом воинском контингенте должны появиться военные священники.
17. Армия должна вернуть себе традиционную роль важнейшего социального лифта. Гражданам, служившим в Вооруженных Силах, будут предоставлены дополнительные права при поступлении в лучшие университеты, возможности за счёт государства получить дополнительную подготовку для сдачи профессиональных экзаменов. Отслужившим выпускникам вузов будут выделяться бюджетные гранты на обучение в лучших отечественных и зарубежных бизнес-школах. Также у них будут преференции при приёме на государственную гражданскую службу и при включении в управленческие резервы.
18. Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.
19. Надо на качественно новом уровне организовать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом.
20. Федеральные, региональные, муниципальные органы власти должны оказывать всяческую поддержку ДОСААФ России в реализации возложенных на неё задач. Также будет создано Добровольческое движение Народного фронта в поддержку Армии, Флота и ОПК.
21. Задачи государства в сфере ОПК:
• кратное увеличение поставок современного и нового поколения техники.
• формирование опережающего научно-технологического задела, разработка и освоение критических технологий для развития производства конкурентоспособной продукции военного назначения.
• создание на новой технологической основе производств по выпуску перспективных образцов вооружения и военной техники.
• строительство, реконструкция и техническое перевооружение научно-экспериментальной и стендовой базы.
22. Перенимая лучшие образцы военной техники и вооружений других государств, необходимо наращивать и поддерживать военно-технологическую и научную независимость России. "Точечная" закупка военной техники и оборудования должна служить лишь основой для получения технологий и знаний.
23. Чтобы предприятия ОПК могли строить ритмичную работу, было принято решение размещать гособоронзаказ не на один год, а сразу на три-пять, даже семь лет. Помимо этого, необходимо создать единый орган, отвечающий за размещение и контролирующий исполнение государственного оборонного заказа в интересах всех ведомств. Корректировки гособоронзаказа после его утверждения Правительством должны быть минимальными. Также надо создать прозрачный механизм ценообразования на продукцию ОПК.
24. Нужно активнее привлекать потенциал гражданских университетов к реализации программ модернизации ОПК.
25. Обновление ОПК станет локомотивом, который потянет за собой развитие самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной промышленности, всего спектра информационных технологий и телекоммуникаций. Предприятия этих отраслей получат и ресурсы для обновления технологической базы, и новые технологические решения. Будет обеспечена устойчивость множества научных и конструкторских коллективов, а значит, их присутствие на рынке разработок для гражданского сектора.
26. Нужно активно привлекать к производству военной техники и оборонным разработкам возможности наших гражданских предприятий и частных компаний. Важно продвигать государственно-частное партнерство в оборонной промышленности, в том числе упрощая процедуры создания новых оборонных производств. Также необходимо создать открытый информационный источник по имеющимся потребностям ОПК в привлечении частного бизнеса и инвестиций.
27. Надо провести глубокую ревизию экономической деятельности предприятий ОПК. Коррупция в военной промышленности и Вооруженных Силах будет решительно пресекаться. Коррупция в сфере национальной безопасности — это, по сути, государственная измена. Всегда, когда это не противоречит национальным интересам в области сохранения гостайны, надо отказываться от практики проведения закрытых торгов. Закупки в сфере обороны должны находиться под пристальным общественным контролем, а наказания за нарушения в области гособоронзаказа должны быть ужесточены.
28. Необходимо повышать престиж профессий, связанных с работой "на оборону", наделить специалистов, занятых в ОПК, дополнительными социальными гарантиями и даже привилегиями. Кроме того, средняя заработная плата на предприятиях государственного сектора ОПК, в конструкторских и научных центрах должна быть сопоставима с денежным довольствием в Армии.
29. Должна повышаться роль специализированных вузов (в том числе их программ прикладного бакалавриата) и техникумов, а также технических учебных заведений общего профиля, чьи выпускники часто идут работать в ОПК. Также будет реализована схема трудоустройства на базе трехсторонних контрактов между вузом, отраслевым концерном и студентом. Работа на предприятии должна начинаться ещё в период обучения – в рамках специализированных производственных практик и стажировок. Кроме того, необходимо направлять молодых работников ОПК и студентов технических вузов на практику в передовые российские и мировые лаборатории, институты и заводы.
АКТУАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ
Первый заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Сергей Железняк: "Новая реальность в значительной степени переводит военное соревнование в область внедрения инноваций, информационных технологий и автоматических систем управления. Современные военные операции очень быстротечны и требуют максимальной мобилизации и концентрации. Это требует современных и даже опережающих подходов к созданию военной техники, систем взаимодействия войск и уровня подготовки личного состава, что Владимир Путин совершенно четко обозначает приоритетом в своей статье. Современное образование, достойная зарплата и социальная поддержка военнослужащих и членов их семей, возвращающие престиж военной профессии являются важнейшей задачей государства, которая сейчас активно реализуется, во многом наверстывая упущенное за годы развала и восстановления страны".
Председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая: "Владимир Путин всегда решительно и последовательно защищает интересы России. И в условиях глобальной конкуренции, когда никто и никогда не отменит в мире право силы, особенное значение имеет стратегия национальной безопасности как комплексное видение угроз, долгосрочная перспектива развития на основе адекватного, рационального и ответственного прогнозирования, построения системы не просто защиты, а успеха страны".
Первый заместитель Председателя Комитета ГД по охране здоровья Татьяна Яковлева: "Поддержание баланса вооруженных сил в мире, создание сильной армии, значительное повышение социальной защиты военнослужащих, превращающая наших военных в элиту общества, – таковы важнейшие задачи сильного и влиятельного государства, каким является Российская Федерации. Не бояться внешних угроз, но быть готовыми к отстаиванию своих интересов – основной посыл статьи. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России".
Заместитель Председателя Комитета ГД по обороне Франц Клинцевич: "Статья, которая сегодня вышла, самая важная. Если мы не сумеем защитить себя, ничего больше не будет нужно – ни нравственность, ни культура. И мы должны уметь защищать себя в сегодняшних условиях… Надо развивать обороноспособность России, убирать коррупцию в государственном оборонном комплексе. Коррупция в нем должна приравниваться к государственной измене".
Первый заместитель Председателя Комитета ГД по образованию Владимир Бурматов: "Один из приоритетов, который присутствует в статье Владимира Путина, это возвращение престижа армии и службы в вооруженных силах. Эта статья появилась, потому, что Путин дает понять - армия и военнослужащие как социальная группа у него в приоритете. Поэтому льготы при поступлении в вузы и другие социальные меры – это часть системы, которая позволит вернуть уважение и престиж военной службы. Это мера не просто социализации и устройства в обществе тех людей, которые прошли военную службу, но и комплексная мера, необходимая для страны".
Председатель комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК Александр Бабаков: "Оборонная сфера может быть локомотивом не только в решении научно-технических вопросов и продвижении наиболее прогрессивных и эффективных технологий в гражданскую сферу. Решение проблем в этой области поможет найти более эффективные пути борьбы с коррупцией и приведет к оздоровлению российского общества".
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: "Путин - явный сторонник всего того, что можно свести к формуле «мобильность»: стратегических ядерных сил и вообще оперативных механизмов сдерживания, бригадного принципа формирования ВС, быстроты развертывания, формирования специальных ударных группировок".
КОММЕНТАРИИ КУЛЕБАЧАН
Цитата: «Нам необходимы механизмы реагирования не только на уже существующие опасности. Нужно научиться «смотреть за горизонт», оценивать характер угроз на 30-50 лет вперед. Это серьёзная задача, требующая мобилизации возможностей гражданской и военной науки, алгоритмов достоверного, долгосрочного прогноза.
Какие вооружения будут необходимы российской Армии. Какие технологические требования будут предъявляться к отечественному оборонно-промышленному комплексу. По сути, необходимо создать качественно новую, «умную» систему военного анализа и стратегического планирования, подготовки готовых «рецептов» и их оперативной реализации в структурах наших силовых ведомств…
…Большое, если не решающее, значение в определении характера вооружённой борьбы будут иметь военные возможности стран в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства, в первую очередь - в киберпространстве».
Комментарий
Дмитрий Викторович Грошев, вальцовщик КПП № 2 ОАО «РУСПОЛИМЕТ»
«Хотим мы этого или нет, но оборонка всегда двигала отечественную науку вперед. Как только власть предержащие «забили» на Вооруженные Силы и стали решать свои личные проблемы за счет всей державы – вслед за оборонной промышленностью сразу же загнулась и наука. Мы с вами были свидетелями, как фактически на развалинах прежних советских отраслей экономики Путин стал собирать, словно из паззлов, новую индустриальную стратегию развития страны.
Вот даже по модернизации предприятия «Русполимет» видно, насколько мы отстали в технологическом смысле. Все устанавливаемое новое оборудование – экономичное, экологичное – изготовлено за рубежом. Да и в городе наше население предпочитает по мере возможности пересесть за руль иномарок, купить импортную телевизионную, компьютерную и оргтехнику.
В армии технологическое отставание вообще может быть фатальным не только для нее, но для всей России. В истории есть такие примеры - когда накануне II Мировой у нас некоторые военные мыслили стандартами Гражданской войны: с конницами, с шашками наголо.
В статье Путина присутствует как раз стратегическое мышление, желание предугадать контуры будущих технологических угроз в военной сфере. Названы приоритеты – космос, кибернетика. Даже эти два направления способны потянуть за собой развитие научно-исследовательских баз, наукоградов и вывести на новый уровень оборонно-промышленную индустриализацию. Заработают сотни смежных предприятий, воплотятся в жизнь многие научные идеи, многие из которых сделают обороноспособность страны адекватной современным политическим вызовам».
Цитата: «…Нынешняя система призыва содержит большой элемент социального неравенства. По призыву главным образом идут служить ребята из небогатых, сельских или рабочих семей, тот, кто не поступил в вуз и не смог воспользоваться отсрочкой. Нам нужны шаги, которые бы значительно повысили престиж срочной службы. На деле превратили бы её из «повинности» в «привилегию».
В том числе речь должна идти о дополнительных правах при поступлении в лучшие университеты для тех, кто отслужил. О предоставлении им возможности за счёт государства получить дополнительную подготовку для сдачи профессиональных экзаменов. Для отслуживших выпускников вузов - о бюджетных грантах на обучение в лучших отечественных и зарубежных бизнес-школах. А также - о преференциях при приёме на государственную гражданскую службу. При включении в управленческие резервы. Армия должна вернуть себе традиционную роль важнейшего социального лифта».
Комментарий
Валерий Николаевич Ефимов, Военком Кулебакского района
«После крушения СССР служба в Вооруженных Силах России фактически полностью утратила свою престижность, поскольку, как и отмечает в своей статье Владимир Путин, начались перебои с поставками в армию даже продовольствия. Военная форма в средствах массовой информации становилась объектом насмешек и даже неприкрытой ненависти. Люди полностью утратили понимание того простого факта, что они могут создавать семьи, растить детей, работать, развиваться, вообще спокойно жить только при наличии крепких Вооруженных Сил. В противном случае ни о каких личных перспективах говорить не придется: на нас наденут натовскую военную форму и наши сыновья, вместо того, чтобы один год защищать родные пенаты, отправятся вместе с другими вчерашними пацифистами в бессрочную командировку устанавливать на край света очередную ракетно-бомбовую демократию.
Могу сказать, что ситуация на глазах меняется и процент желающих молодых людей «откосить» от армии сокращается от года к году. Если же будет реализован тот комплекс мер по поднятию престижа военной службы, который запланирован Владимиром Путиным в ближайшие годы, то безусловно мы вернем здоровый осмысленный патриотизм в этом важнейшем вопросе».
Цитата: «Надо на качественно новом уровне организовать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом. Срочная служба длится один год, и солдат должен целиком сосредоточиться на боевой учебе. Это значит - он должен прийти в Армию физически развитым, закалённым, а еще лучше - владеющим основными навыками работы с транспортной техникой, компьютерами и информационными технологиями. Хотел бы в этой связи отметить государственную важность работы, которую выполняет ДОСААФ России.
Федеральные, региональные, муниципальные органы власти должны оказывать всяческую поддержку этой организации в реализации возложенных на неё задач. Нужно объединить усилия государственных и общественных структур. В этой связи - поддерживаю идею создания Добровольческого движения Народного фронта в поддержку Армии, Флота и ОПК».
Комментарий
Александр Петрович Астафьев, учитель физкультуры Велетьминской СОШ
«Служба Отечеству всегда являлась стержнем русского человека. В воспитании подрастающего поколения многие нравственные, очень важные ориентиры закладываются через это фундаментальное понятие. Здесь и отказ от эгоцентризма, и ответственность за всю страну, в которой родился. Когда-то мы говорили, глядя на хулигана – «ничего, армия тебя перевоспитает». Я вижу в тех идеях, которые изложил в статье Владимир Путин, желание вернуть Вооруженным Силам России не только мощь и славу, но и нравственную, воспитательную основу.
Хорошо, что речь идет не об однобоком подходе, когда «одно лечат, а другое – калечат», а о комплексном. Физическое развитие наших ребят должно гармонизироваться с умственным, что и предлагается. Остается только оказать всемерную общественную поддержку данным устремлениям и вывести патриотическое воспитание молодежи на новый качественный уровень».