– В середине ноября исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов пообещал президенту и губернаторам новации налогового законодательства, стимулирующие регионы к увеличению доходов. Понятно, что налоги на места не передадут. Речь идет лишь о давно обещанной отмене льгот по налогам на имущество и землю, а также о деньгах регионам, сумевшим продемонстрировать центру желание зарабатывать самостоятельно. Как вы поняли это нововведение? Насколько важным вы его считаете? И что принятие этих изменений в конечном итоге даст Нижегородской области?
– Вопрос совершенствования налоговой политики России, инвентаризации и оптимизации федеральных льгот по региональным и местным налогам, передачи полномочий по их установлению на уровень субъектов РФ и органов местного самоуправления рассматривался уже неоднократно. И речь, прежде всего, идет о налоге на имущество организаций и земельном налоге. Но до сих пор этот вопрос окончательно не решен. По данным наших финансистов, в случае отмены этих льгот на федеральном уровне дополнительные поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области потенциально могли бы составить более 1,4 млрд руб. Но я хочу отметить, что мы уже давно работаем в самостоятельном режиме. Когда мы начинали эту работу в 2005 году, то твердо знали, что нужно выбиваться из отстающих субъектов в регионы-доноры, потому что работать по собственному решению и на собственные средства гораздо более интересно и эффективно, чем ожидать каких-то подачек, дотаций и субсидий. При распределении бюджетных средств нужно иметь показатели производственной деятельности региона. Регион, который является донором и имеет большую отдачу с точки зрения показателей экономики, должен иметь больше средств для развития. Это моя позиция. Это не значит, что другие регионы не должны их иметь, но пропорция должна быть увеличена в адрес тех субъектов, которые зарабатывают эти деньги и могут их использовать в больших объемах. Напомню, что сегодня у нас показатели внутреннего регионального продукта, производительности труда и собственной продукции на одного человека одни из самых лучших в России.
- Если говорить о бюджете 2011 года, довольны ли вы в целом его исполнением?
- В целом за 2011 год исполнение консолидированного бюджета области по налоговым и неналоговым доходам оценивается в объеме около 98,6 млрд.руб. По сравнению с фактическим поступлением за 2010 год прирост составит более 10,3 млрд.руб., или 11,7%. И я считаю, что в условиях посткризисного развития экономики такие результаты можно расценивать как положительные. Касаемо лидеров и отстающих. Лидирующими отраслями экономики, определяющими налоговый потенциал области, по-прежнему являются обрабатывающие производства и предприятия, относящиеся к отрасли транспорта и связи. На них приходится более 40% от налоговых поступлений во все уровни бюджетов. Это ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», Выксунский металлургический завод, предприятия группы ГАЗ, ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы», ОАО «Волготрансгаз». Мы отмечаем увеличение поступлений доходов в 2011 году по сравнению с прошлым годом практически по всем доходным источникам, что обусловлено, в основном, ростом основных социально-экономических показателей развития области. Если говорить конкретно, то по налогу на прибыль поступления составят около 25,6 млрд.руб., что выше на 5%, нежели в 2010 году, по налогу на доходы физических лиц рост составит 10% -- до 37,2 млрд.руб., по акцизам на ликеро-водочные изделия поступления составят более 4,7 млрд.рублей, что почти на 30% выше аналогичного показателя прошлого года. Значительно увеличились поступления от продажи имущества и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Рост составил 16%.
- Между тем мы повысили уровень госдолга региона до 65% - насколько это было необходимым?
- Смотрите, если у человека нет жилья, он начинает думать, как ему это жилье приобрести. Есть два варианта. Первый – он может копить, и лет через десять купить его. Второй – занять, купить и начать жить в этой квартире, а потом потихоньку расплачиваться. У нас точно так же. Нам нужно строить метро, дороги, вкладывать деньги в развитие энергетики. Это позволяет делать нашу территорию привлекательной для инвесторов. Одним словом, мы занимаем на развитие, а не на текущие нужды. Вкладывая средства в целевые проекты, мы планируем в перспективе получить от них отдачу. Мы берем в долг не для того, чтобы «проесть» эти деньги. Мы более 5 миллиардов рублей направляем на преференции нашим промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Мы можем этого и не делать, но должны думать о перспективе, потому что, если вдруг пойдет вторая волна кризиса, то наши предприятия выдержат, сохранят рабочие места и принесут нам доход в виде налоговых отчислений. Это нормальная практика, тем более что мы делаем это в пределах разрешенного объема Бюджетного кодекса. Многие ведущие города мира имеют гораздо больший государственный долг, чем мы. Например, Стокгольм имеет 90%, а Нью-Йорк вообще 160% своего годового дохода. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's в этом году, впервые с 2006 года, повысила долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг по национальной шкале Нижнего Новгорода, а также рейтинги Дзержинска. Это значит, что и крупнейшие города нашего региона смогут брать кредиты для развития на более выгодных условиях. Сегодня банки встают в очередь, чтобы предложить нам кредиты, мы обслуживаем госдолг дешевле ставки Центрального банка - 4% вместо 8,25%. Мы находимся в разрешенном экономическом поле. В следующем году мы планируем осуществлять заимствования как в виде государственных облигационных займов, так и в виде кредитов коммерческих банков. Но перед нами стоит цель снизить риск ликвидности областного бюджета, оптимизировать структуры государственного долга области, снизить долговую нагрузку на бюджет. Сделать это мы можем, только удлинив срок привлечения заемных средств. Поэтому было принято решение об увеличении в структуре государственного долга области долгосрочных долговых обязательств, к которым относятся облигации государственных внутренних займов региона, а краткосрочные кредитные ресурсы банков планируется использовать для покрытия временных кассовых разрывов областного бюджета.
– Бюджет-2012 называют социальным, поскольку огромное количество расходов в нем связано с реализацией социальных программ. Этот выбор обусловлен предстоящими выборами? Ряд экономистов уже высказали свои опасения по поводу такого распределения расходов, вы сами не опасаетесь, что это в конечном итоге приведет к уменьшению доходов и как следствие - дефициту бюджета?
– Выборы тут не при чем. Выборы начинаются и заканчиваются, а нам нужно проблемы людей решать. В 2012 году 70% расходов, а это 72,5 млрд.рублей – финансирование отраслей социальной сферы: образование, здравоохранение, культура, социальная политика, физкультура и спорт. У нас активно развиваются социальные выплаты. Сегодня их уже 83, из них 65 составляют инициативные областные выплаты. Федеральная власть не требует от нас этих выплат, но мы понимаем, что это нужно делать, так как у различных групп населения есть проблемы по оплате тех или иных услуг, например услуга ЖКХ, и мы приходим им на помощь. Также в регионе продолжается реализация таких серьезных программ, как программа поддержки молодых специалистов на селе, усиливается поддержка многодетных семей, строятся социальные объекты в области спорта, здравоохранения, образования и культуры. У нас многие здания построены еще в 19 веке, поэтому нам нужно ускоряться и скорее их реставрировать, так что социально ориентированный бюджет дает нам эти возможности. Бюджет развития Нижегородской области сегодня достигает 10 млрд.рублей. Конечно, хотелось бы значительно больше, но в 2006 году он составлял всего 200 млн.рублей. Согласитесь, прогресс все же есть.
– В связи с социальной направленностью бюджетных расходов финансирование каких отраслей будет уменьшено? Какие программы приостановлены? И если все-таки состояние экономики будет далеко от роста основных финансовых показателей, будет ли правительство пересматривать бюджет и отказываться от социальных проектов?
- У нас есть опыт кризисного 2008 года, когда, несмотря на все трудности, все социальные обязательства область выполнила в полном объеме. Если же что-то подобное повторится, то я не исключаю, что мы пересмотрим бюджет. Но пересматривать его мы будем прежде всего за счет сокращения расходов капитального характера, которые являются для нас своеобразной подушкой безопасности на случай кризиса. Это позволит нам не увеличивать дефицит бюджета, обеспечивать выплату всех социально значимых расходов, в том числе заработной платы бюджетникам, социальных выплат и пособий, текущее содержание бюджетных учреждений, и бесперебойно обслуживать государственный долг. Сегодня консолидированный бюджет области на 2011 год составляет свыше 119 млрд.рублей, что на 19 млрд.рублей больше, чем было на момент его первого принятия, и в три раза больше, чем бюджет шестилетней давности, когда я возглавил регион. Вообще, корректировки бюджета процедура регулярная. Мы только в этом году уточняли бюджет несколько раз, и все время в сторону увеличения.
Корреспондент Елизавета Зубакина