Когда шесть лет назад депутаты Законодательного собрания голосовали за кандидатуру нового губернатора, «Нижегородская правда» вышла с заголовком «Президент сказал: ША-нцев!» Таким же хлестким, словно спрессованным, стало потом наше время.
Шанцев разгребал старые завалы, боролся с мусором в головах, достраивал, переделывал неприподъемные для его предшественников дела и стройки, закладывал и открывал новые. Привлекал инвесторов, успел побывать не по разу во всех уголках области, и нижегородцы убедились, насколько он доступный в общении человек.
А потом он замахнулся на главное. На новый образ нового города. Его макет на престижных выставках вызывал удивление, восторги. Но тут грянул кризис. И что, город будущего - Глоб таун, прощай? Не таков Шанцев, чтобы останавливаться на полпути.
О судьбе масштабных проектов, итогах работы, о предстоящих выборах говорил недавно губернатор в беседе с двумя главными редакторами: Татьяной Метелкиной («Нижегородская правда») и Сергеем Зыковым (журнал «Инвестиционный каталог Нижегородской области»).
Беседа была серьезной и многоплановой.
По закону круга
По этому закону большой город должен быть круглым. В нем удобнее жить, передвигаться. Пока Нижний Новгород состоит как бы из двух секторов. Старинную, нагорную часть положено беречь, щадить. Заречная - тоже сформировалось. Борская пойма - это как уникальный спасательный круг. Именно эта борская часть должна в перспективе «окружить» Нижний. И, оказывается, автор этой стратегической затеи может уже сейчас рассказать, что сделано для ее воплощения.
В кабинете губернатора висит необычная карта, единственная в своем роде. Можно сказать, главная карта развития региона. Тут невольно подмечаешь не только небывалый масштаб планов и дел, но и незаурядный масштаб личности хозяина. Шанцев показывает штриховую желтую линию, опоясавшую территорию от моста в Подновье до борского. Здесь и вырастет инфраструктурный комплекс. Скоро будет рассмотрен проект строительства второго моста, он пойдет параллельно борскому и позволит расширить транспортные возможности, пустить через Волгу скоростной трамвай. Шагнет через Волгу и метро, либо верхом, либо тоннелем.
Что касается энергетической базы, то на Бор уже проведена линия из Костромской ТЭС и ее напряжения хватит на все. Удобные дороги, надежная энергетика - это вместе с доступными площадками и привлечет инвесторов.
- Валерий Павлинович, вы об этом пока молчали...
- Мы не привыкли говорить раньше времени, потому что наши оппоненты бьют прежде всего по хорошим делам. По плохим боятся бить, потому что это их экономическое наследство. И мы сейчас решаем вопросы, которые они недоработали. Если они хотят быть наследниками КПСС, то пусть берут не только ее идеологию - «все для блага человека» - но и долги. И отвечают за все: за разрушенную экономику и всеобщую бедность. Наследство коммунистических времен - не из легких.
Бренд - это процесс
- Валерий Павлинович, в понятие «капитализация» предприятия, отдельно взятой отрасли или территории входят не только технологии, основные средства, но и управление ими. От последнего, в принципе, зависит все остальное.
- Любая капитализация оценивается стоимостью тех проектов, которые реализуются на заводе, предприятии, территориях. Капитализация инвестиционных проектов региона в 2004 году была 200 миллионов рублей, а год назад уже составила 13 миллиардов. Бюджет области с 34 миллиардов вырос до 110, что дало возможность увеличить капитализацию вмешательства в социальную среду.
- Говорят, что сам Шанцев - это бренд.
- Это хорошо, если кто-то приходит в регион только из-за бренда Шанцева. На самом деле это очень длительный процесс, все равно что золото из руды добывать.
- Прокомментируйте одну цифру. Объем иностранных инвестиций, привлеченных в Нижний Новгород за первое полугодие, составил всего 15 миллионов долларов. Городские власти оценивают эту сумму как явно недостаточную.
- Ее еще надо проверить. Все зависит от того, кто и как оценивает инвестиции. Существует определенная статистика. Например, завод «Ондулин» (производство кровельных материалов) сейчас расширяет производство в Нижнем Новгороде. А это, поверьте, далеко не 15 миллионов. У нас много совместных предприятий, которые ежегодно ведут техническое переоснащение и реконструкцию производства. И, естественно, это тоже инвестиции.
Возьмите тот же Нижегородский водоканал, который акционировали. Сейчас должен пройти длительный инвестиционный конкурс, причем международный. Есть немало известных фирм, которые могли бы вложить инвестиции в развитие водоканала с тем, чтобы предприятие работало безаварийно и с хорошим качеством. Вот какова главная цель. Такая же ситуация в тепловом хозяйстве. В Арзамасе, например, сделано в этом направлении уже немало.
- Дайте совет, как сделать инвестиционный поток шире?
- Считать надо по-другому и инициировать проекты, в том числе не только по промышленности. Хватит концентрироваться на торговле, уже построили Кастораму, ОБИ, ИКЕА. Сегодня нужно продвигаться дальше. В область комфортного жизнеобеспечения и модернизации жизненного пространства.
Присмотритесь к личностям!
- Мы находимся в череде предвыборных кампаний. Для региона выборы - это угрозы или новые возможности? Политический ресурс для развития экономики или что-то третье?
- Самое главное, что должно отличать политический процесс, - это обеспечение стабильности развития нашего общества, государства и, следовательно, нашей территории. Если мы хотим этой стабильности, то должны подумать, какие политические силы на эту стабильность работают или собираются работать, а какие - нет.
Для меня очевидно, что одной программы мало, нужна повседневная практическая деятельность и люди. Согласитесь, программы можно написать за один день такие, что диву даешься. Например, руководитель одной политической силы, который, имея собственный миллиардный капитал, призывает к возрождению плановой экономики в нашей стране. Спрашивается, как это сделать при открытых границах, при вхождении во всемирное рыночное пространство? И мы еще должны всему миру командовать, сколько нам привезти ложек, ручек, автомобилей? Предлагают 13 пунктов переустройства экономического пространства и пугают, что если их не реализовать, то мы погибнем. Это абсурд.
Нам предъявляют претензии, что в 2010 году в области умерло 22 тысячи человек. Но когда я пришел в 2005 году, умирало 44 тысячи. А правда в том, что естественная убыль населения за пять лет уменьшилась в два раза.
Полуправда, стремление завоевать очки на эпатажной предвыборной кампании, обвинить своего соперника, но не показать свое настоящее лицо - это самое страшное, что сейчас выплескивается на наше население.
Я думаю, что надо посмотреть и по личностям: кто как себя зарекомендовал. Вот Путин. Он председатель правительства, лидер партии «Единая Россия». Наверняка он будет в общероссийском списке. Партия выдвинула меня губернатором на пять лет, Законодательное собрание утвердило. Правда, четыре депутата от КПРФ проголосовали против, но и они потом признались, что голосовали по указке сверху. Так что от коммунистического принципа демократического централизма сейчас остался просто «централизм» без демократии.
Мы открыто говорим о том, что политика возглавляемого Путиным правительства ведет к стабильности. Конечно, остается много проблем, потому что накопленный многими десятилетиями экономический и социальный ущерб тянет нас назад. А партия «Единая Россия» существует всего десять лет. А я губернатором работаю шесть лет. Можно, конечно, все приписать сейчас нам: плохие школы, поликлиники, детские сады, Дома культуры. Но позвольте. Большинству этих объектов многие-многие десятки лет. Терапевтический корпус центральной больницы в Варнавинском районе был построен в 1893 году, поликлиника в Уразовке - в 1929-м. И что? Надо кричать, что «Единая Россия» довела страну до разрухи? Между прочим, в Варнавино и Уразовке возведены за последние годы современные корпуса здравоохранения.
Мы взяли на себя накопленный ущерб и работаем над ним.
Самое главное - понять
- Можно перейти на личности? Когда Рябов был депутатом Государственной думы, что он сделал для Нижегородской области? КПД полезного действия?
- Участвуя с ним в дебатах в 2007 году, честно говоря, мне было неудобно слушать его «истины», которые для меня были смешны: не стройте дорогие школы, не стройте дорогие детские сады, не стройте ФОКи. Стройте что-нибудь подешевле, сарайного типа.
Извините, но я не буду этого делать! А буду строить хорошие школы, хорошие детские сады. Чтобы в них был равный доступ всем слоям населения. Сейчас кое-кто кричит: верните бесплатное школьное образование. Оно у нас одно из самых лучших в мире. Говорят, школы какие-то деньги собирают. В советское время мы приходили в школу на собрания, сдавали деньги на занавески, коврики, и это не считалось неразумным, неправильным. Это делалось по обоюдному желанию. У кого не было денег, тот не платил.
Сейчас самое главное - понять, какая политическая сила, какие персонажи могут дальше продолжать стабильно развивать нашу страну без потрясений, разрушений и реформ. Вот я, например, единственного хочу: хотя бы три года пожить без реформ. Все преобразования опять отбрасывают назад, начинается первое января - придумывают новый регламент, новые акцизные марки. Все это ничего не приносит, кроме вреда. И пользы никакой.
Мы пройдем!
- Первая ваша пятилетка под знаком наполнения бюджета. Под каким знаком проходит вторая?
- Под тем же самым, потому что цель абсолютно не изменилась. Необходимо и дальше наполнять бюджет. Признаюсь, я всегда держу за эталон Москву. В столице сейчас проживает десять с половиной миллионов человек. Доходы бюджета составляют один триллион 200 миллиардов рублей. У нас в регионе три с половиной миллиона населения, а доходов пока сто десять миллиардов. То есть наш доход меньше столичного в 11 раз, хотя населения меньше в три раза.
Поэтому сейчас перед нами стоит задача создания такой налогооблагаемой базы, которая бы обеспечивала рост бюджета и динамичное развитие региона. Нужно вкладывать инвестиции в развитие действующего потенциала, создавать новые предприятия, новую налогооблагаемую базу с тем, чтобы устранить существующие диспропорции.
Хочешь не хочешь, а нам придется пройти этот путь. И мы его пройдем. У меня мандат до 2015 года. Я сделаю так, чтобы и после 2015 года нельзя было остановить процесс.
РС. Крутые преобразования начал на нижегородской земле Валерий Шанцев. В орбиту его помыслов и дел вовлечен едва ли не каждый из нас. Наблюдать и участвовать в этом - значит жить и работать по-новому. В ритме, заданном временем.
Татьяна Метелкина, Сергей Зыков