Не секрет, что многие налогоплательщики в процессе своей деятельности в целях экономии средств используют те или иные способы оптимизации хозяйственной деятельности (схемы), а нередко и «схемы налоговой оптимизации». Как правило, такие схемы вписываются в рамки гражданского и налогового законодательства и им не запрещены. Однако, следует учитывать, что диспозитивность гражданского законодательства предполагает добросовестность участников гражданского оборота.
Статьей 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, не допускающие действия граждан и юридических лиц с намерением причинения вреда другим лицам и злоупотребления правом в иных формах.
Среди используемых хозяйствующими субъектами схем оптимизации имеются как откровенно криминальные (связанные, например, с подделкой документов и незаконным возмещением экспортного НДС), так и такие, которые внешне выглядят вполне легально, поскольку соответствуют букве закона, но по своей сути не имеют экономической выгоды, представляют собой исключительно формальное участие налогоплательщика в хозяйственной операции посредством только документального оформления сделки (сделок) при отсутствии реальных деловых целей и материально-технических предпосылок для исполнения договора.
К их числу можно отнести приобретение товара (работ или услуг) у фирм - однодневок; оформление штатных сотрудников организации в качестве предпринимателей и заключение с ними договоров на оказание услуг; "аренду" персонала у дочерней компании, находящейся на упрощенной системе налогообложения; выплату аффилированной компании значительных штрафов за невыполнение условий хозяйственного договора и другие подобные операции.
Так, например, в ходе проверки жалобы работников МУП «Теплоэнергосервис», находящегося в стадии банкротства, Кулебакская городская прокуратура столкнулась с договором об аренде персонала, так называемым договором аутстаффинга.
Аутстаффинг - это предоставление временного персонала (аренда персонала) для выполнения работ без включения временных работников в штат компании.
Привлечение «внешнего» персонала для выполнения работ может быть целесообразным в ряде случаев. Это:
- потребность в рабочей силе определенной квалификации;
- отсутствие возможности обучения и переподготовки работников;
- срочность (ограниченность времени на поиск нужных компании кадров);
- необходимость выполнения узкоспециализированных работ, требующих высокой или редкой квалификации;
- потребность в резком временном увеличении числа работников (сезонная работа, устранение брака, необходимость производства большого объема дополнительных работ, возникновение непредвиденных ситуаций и т. д.).
При этом организация получает следующие выгоды:
- возможность сосредоточиться на ключевых направлениях деятельности компании;
- экономию средств (на обучение, ведение учета персонала, начисление заработной платы, составление отчетности и пр.);
- снижение рисков простоя (из-за отпусков, временной нетрудоспособности работников и т. п.);
- уменьшение себестоимости работ за счет специализации исполнителя на конкретном виде работ и др.
Таким образом, аутстаффинг освобождает организацию от необходимости самостоятельно искать, удерживать и мотивировать персонал, тем самым снижая нагрузку кадровиков, а также расходы по оплате труда и выплате "зарплатных" налогов.
Ни гражданское, ни налоговое законодательство запрета использования услуг по предоставлению персонала в хозяйственной деятельности не содержат.
Однако, любые расходы согласно ст.252 НК РФ должны быть экономически обоснованными и документально оформленными. Именно экономическая обоснованность рассматриваемых расходов вызывает множество претензий со стороны налоговых органов:
Арбитражные суды признают договоры по аренде персонала фиктивными по ряду признаков. Во-первых, взаимозависимость фирм, заключивших договор по предоставлению персонала: организация, которая предоставляет персонал, организована фирмой, которая его арендует (одни и те же учредители, руководитель и юридический адрес). Во-вторых, организация-арендодатель оказывает услугу по предоставлению персонала только одной фирме и других клиентов у нее нет. В-третьих, данная фирма создается незадолго до того, как перевести к ней персонал, причем количество людей не превышает 100, что позволяет применять упрощенную систему налогообложения, а значит, освободиться от уплаты ЕСН (п.2 ст. 346.11 НК РФ). Описанная ситуация признается налоговиками способом оптимизации налогообложения и получением необоснованной налоговой выгоды. Признание судом фиктивности сделки грозит компании доначислением единого социального налога, так как персонал фактически допущен к работе в данной организации, следовательно, состоит с ней в трудовых отношениях.
Таким образом, прежде чем принять решение о заключении договора аутстаффинга, взвесьте все "за" и "против", так как этот договор сразу же попадает под пристальное внимание контролирующих органов.
Заместитель Кулебакского городского прокурора
младший советник юстиции Хрунова Е.Ю.