Зачастую, дорожно-транспортные происшествия происходят, когда участникам дорожного движения не хватает возможностей для совершения безопасного маневра, позволяющего избежать аварии. Такая ситуация характерна как для движения на высоких скоростях, вне города, так и на незначительных скоростях в условиях уличного движения.
С точки зрения безопасности дорожного движения, возможности, необходимые для совершения маневра, в первую очередь, характеризуются доступным пространством или безопасной дистанцией между автомобилями в различных дорожных ситуациях - от движения в попутном направлении в потоке, до расстояния, которое остается между транспортными средствами, останавливающимися перед пешеходным переходом.
Необходимость правильного выбора и соблюдения дистанции является одним из наиболее значимых элементов, обеспечивающих безопасность участников дорожного движения. К сожалению, текущая дорожная ситуация такова, что около 87% всех ДТП совершаются по вине самих водителей, и проблема неправильного выбора и соблюдения дистанции является одной из самых острых. Так, согласно данным статистики, почти каждое десятое ДТП с тяжелыми последствиями в нашей стране совершено из-за неправильного выбора или несоблюдения дистанции. Это один из наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на уровень аварийности и смертности на дорогах России. Если говорить о ДТП без тяжелых последствий, то по факту именно недостаточная дистанция и является причиной почти каждого такого ДТП, где основное повреждение получают транспортные средства, большинство из которых направляется на ремонтные работы в рамках страховых случаев.
Это происходит потому, что водители не уделяют должного внимания или попросту не знают, каким образом необходимо определять и соблюдать безопасную дистанцию, соответствующую текущей интенсивности движения, скоростному режиму и другим условиям. Не учитывается и зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств, а также от действий других участников дорожного движения, в том числе пешеходов. Водители оставляют слишком малое расстояние между транспортными средствами, тем самым переоценивая как свои возможности, так особенности и состояние своего автомобиля.
Большинство водителей за рулем пренебрегают правильной моделью поведения и забывают о соблюдении безопасной дистанции, не учитывая размеры опасного пространства при различных скоростях и траекториях движения. Между тем, существует тесная взаимо- связь между выбором правильной безопасной дистанции и скоростью движения. В свою очередь, присутствует и обратная закономерность, когда скорость зависит от выбранной дистанции. Также существует проблема неправильного выбора дистанции при различных метеорологических и дорожных условиях, что является причиной большого количества столкновений, в особенности с тяжкими последствиями.
Нельзя забывать и про пешеходов, которые так же являются участниками дорожного движения. Пешеход более маневрен и непредсказуем для водителей - он может как сразу остановиться, так и внезапно пойти назад или возобновить движение, начать переход вне зоны пешеходного перехода или переходить перед близко движущимся транспортом, может неожиданно выйти из-за препятствия.
В то же время, пешеход не знает какова скорость приближающегося автомобиля, каковы умения водителя, техническое состояние машины, в каком физическом состоянии находится человек за рулем. Пешеходу необходимо учитывать и где он переходит дорогу, каковы дорожные и метеоусловия. Фактически, пешеход находится в тех же рамках, что и водитель - он должен действовать согласно правильной модели поведения на дороге и текущей транспортной обстановке
В период с 30 марта по 31 мая на территории Нижегородской области проводится широкомасштабная информационно-пропагандистская кампания «Дистанция», целью которой является снижение количества дорожно-транспортных происшествий, возникших по причине неправильного выбора или несоблюдения безопасной дистанции в различных дорожных условиях.
А.С. Преснов, инспектор по пропаганде ОГИБДД