25 сентября 2009 ()
27 сентября в России отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Этот общенациональный праздник учрежден недавно, пять лет назад, 27 сентября 2004 года. Дата выбрана не случайно. На этот вопрос, а также на другие, касающиеся профессии воспитателя и его роли в современном обществе, отвечает в интервью главный специалист управления образования администрации района И.Ю. Фомичева.
- Ирина Юрьевна, чем вызвано учреждение Дня воспитателя и почему он празднуется 27 сентября?
- Именно в этот день, 27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России детский сад. Его вместе с мужем основала Аделаида Семеновна Симонович. Сад посещали дети от 3 до 8 лет, в его программе были подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.
Инициатива учреждения нового праздника в 2004 году принадлежит ряду общероссийских педагогических изданий. Наконец-то воспитатели, все работники дошкольных учреждений стали объектом внимания государства, всего нашего общества. Впрочем, этим и обусловлена идея нового праздника. Уже давно назрела необходимость повысить престиж работников дошкольных учреждений.
Статус воспитателя несравним ни с одной из профессий. Это очень высокая и ответственная миссия, так как именно в дошкольном возрасте начинает формироваться личность ребенка, закладываются основы его здоровья. Да и в целом благополучие его детства, дальнейшая судьба ребенка зависят от воспитателя, его мудрости, терпения и внимания.
С помощью воспитателей, других работников системы дошкольного воспитания и образования наши дети познают мир, учатся общаться, дружить, любить и беречь и малую, и большую Родину.
Все самые известные люди, утверждали, что основа воспитания закладывается в раннем детстве.
- Какими качествами должен обладать выпускник детского сада?
- Самой удачной программой обучения и воспитания в детском саду считают программу Н.А. Васильевой. Конечно, она претерпела, в связи с изменениями в нашей жизни, обществе, немало изменений, но ее требования по сути те же. Она четко определяет, чему мы должны научить ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. «Портфель» первоклассника формируется из таких качеств, как внимательность, усидчивость, любознательность, устойчивое восприятие материала и т.д. И, как отмечают учителя начальных классов, все они присущи нашим выпускникам.
Дети, посещающие детский сад, более общительные, открытые, готовые к участию в общественной жизни.
- С какого возраста принимают в детские сады и сколько их у нас?
- С года до трех лет дети идут в группы раннего возраста, с трех до семи – группы дошкольного возраста.
В нашем городе действует 13 детских садов, в сельской местности их 8. И это очень мало. Чуть более полутора тысяч дошкольников посещают их, в то время как в очереди зарегистрировано еще 750 детей. И администрация района, и администрация управления образования озабочены этой проблемой и, конечно, занимаются ее решением. К примеру, прорабатывается вопрос открытия трех дополнительных групп в уже существующих детских садах – в Мурзицах и в городе (в детсадах №№ 17 и 9).
Данная мера хотя бы чуть - чуть снимет напряжение, и очередь подвинется на 50 человек. Более существенный выход – «реанимация» детского сада «Рябинушка». Завершение его строительства требует больших средств, и район старается войти в одну из целевых областных программ – с тем, чтобы финансирование строительства шло из двух бюджетов – местного и регионального.
В этом районе нет ни одного дошкольного учреждения и «Рябинушка» помогла бы, с одной стороны, решить эту проблему, а с другой – разгрузить детские сады.
- Давайте поговорим о профессии воспитателя. Кто идет в неё?
- Как правило, женщины. И это понятно – только им присущи материнские качества, без которых у нас работать невозможно. В нашей системе трудятся люди, от краев до донышка преданные своей профессии и детям. Они любят и понимают их. Большинство наших работников эту профессию выбрали раз и навсегда.
- И это при таком невысоком уровне оплаты их труда…
- Работа с детьми, особенно в их раннем возрасте, сложна и многогранна. Каждый из нас несет за их здоровья и благополучие огромную ответственность. Но, к сожалению, труд этот ценится не высоко: зарплата начинающего воспитателя – около 4 тысяч рублей, со стажем – чуть более 5 тысячи рублей. Хорошо еще, что недавно стала действовать новая система труда, которая теперь позволяет осуществлять стимулирующие выплаты в размере 30 процентов и премирование. Теперь появилась возможность учитывать такие критерии, как качество и результаты работы, интенсивность и напряженность труда, другие. Поэтому зарплата немного возросла.
Высшее образование в системе дошкольного образования района имеют 36% его работников, средне-специальное – 56%, а остальные лишь учатся в специальных учебных заведениях. У нас нет текучести кадров.
- В управлении образования всего два специалиста – Вы и И.А. Стекольщикова, которые курируют дошкольные учреждения района. Справляетесь?
- Наша задача – с одной стороны, осуществлять контроль за деятельностью дошкольных учреждений, а с другой – оказывать им методическую помощь. Главные приоритеты – развитие и здоровье детей. В нашем поле зрения постоянно находятся их питание и выполнение требований учебно-воспитательного процесса. Радует, что все учреждения с этими задачами в основном справляются. Наши дошкольные учреждения часто посещают различные надзорные организации и все они отмечают высокий уровень работы детских садов, их отличный потенциал.
Высоко ценится работа методических объединений дошкольных образовательных учреждений – по конструктивной деятельности воспитанников, их экологическому развитию, патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни.
По двум последним направлениям в районе действует экспериментальная площадка.
- Назовите лучшие из коллективов.
- Не хочу никого обидеть, так как, повторяю, все наши коллективы работоспособные, творческие, перспективные. И все-таки самыми яркими, сильными являются детские сады № 29 «Светлячок» (заведующая Г.Г. Семенова), № 10 «Белочка» (В.Б. Уткина), № 33 «Дельфин» (Л.И. Фадина), № 32 «Теремок» (Н.Н. Чудакова), № 2 «Сказка» (Е.А. Землякова).
Список работников, заслуживающих большого уважения, может занять не одну страницу. Ежедневно отдают тепло своих сердец, доброту и мастерство детям, делая их жизнь радостной и счастливой, такие опытные воспитатели, как Н.В. Лямасова (детский сад № 10), Т.Б. Шавель (д/с № 8), Н.Г. Мочалина, И.Ю. Лесаева, Т.Н. Рыжова (д/с № 29), Н.В. Молькова, Т.Н. Удалова (д/с № 9), Т.М. Сочнева (д/с № 32), Е.А. Шикова (д/с № 17), другие.
Отлично проявляют себя, подавая большие надежды молодые талантливые воспитатели М. В. Молькова (д/с № 8), Н.А. Бочкова (д/с № 29), Л.В. Чернышева (д/с № 5), другие.
Великая роль – сотворение личности. Человек, работающий с детьми, самый счастливый.
Пользуясь возможностью, выражаю огромную благодарность за их созидательный благородный труд всем воспитателям работникам дошкольных учреждений. Желаю им крепкого здоровья, выдержки, творческих удач, находок и материального благополучия. С праздником!
Интервью подготовила О. КЛЮШИНА «КМ»
- Ирина Юрьевна, чем вызвано учреждение Дня воспитателя и почему он празднуется 27 сентября?
- Именно в этот день, 27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России детский сад. Его вместе с мужем основала Аделаида Семеновна Симонович. Сад посещали дети от 3 до 8 лет, в его программе были подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.
Инициатива учреждения нового праздника в 2004 году принадлежит ряду общероссийских педагогических изданий. Наконец-то воспитатели, все работники дошкольных учреждений стали объектом внимания государства, всего нашего общества. Впрочем, этим и обусловлена идея нового праздника. Уже давно назрела необходимость повысить престиж работников дошкольных учреждений.
Статус воспитателя несравним ни с одной из профессий. Это очень высокая и ответственная миссия, так как именно в дошкольном возрасте начинает формироваться личность ребенка, закладываются основы его здоровья. Да и в целом благополучие его детства, дальнейшая судьба ребенка зависят от воспитателя, его мудрости, терпения и внимания.
С помощью воспитателей, других работников системы дошкольного воспитания и образования наши дети познают мир, учатся общаться, дружить, любить и беречь и малую, и большую Родину.
Все самые известные люди, утверждали, что основа воспитания закладывается в раннем детстве.
- Какими качествами должен обладать выпускник детского сада?
- Самой удачной программой обучения и воспитания в детском саду считают программу Н.А. Васильевой. Конечно, она претерпела, в связи с изменениями в нашей жизни, обществе, немало изменений, но ее требования по сути те же. Она четко определяет, чему мы должны научить ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. «Портфель» первоклассника формируется из таких качеств, как внимательность, усидчивость, любознательность, устойчивое восприятие материала и т.д. И, как отмечают учителя начальных классов, все они присущи нашим выпускникам.
Дети, посещающие детский сад, более общительные, открытые, готовые к участию в общественной жизни.
- С какого возраста принимают в детские сады и сколько их у нас?
- С года до трех лет дети идут в группы раннего возраста, с трех до семи – группы дошкольного возраста.
В нашем городе действует 13 детских садов, в сельской местности их 8. И это очень мало. Чуть более полутора тысяч дошкольников посещают их, в то время как в очереди зарегистрировано еще 750 детей. И администрация района, и администрация управления образования озабочены этой проблемой и, конечно, занимаются ее решением. К примеру, прорабатывается вопрос открытия трех дополнительных групп в уже существующих детских садах – в Мурзицах и в городе (в детсадах №№ 17 и 9).
Данная мера хотя бы чуть - чуть снимет напряжение, и очередь подвинется на 50 человек. Более существенный выход – «реанимация» детского сада «Рябинушка». Завершение его строительства требует больших средств, и район старается войти в одну из целевых областных программ – с тем, чтобы финансирование строительства шло из двух бюджетов – местного и регионального.
В этом районе нет ни одного дошкольного учреждения и «Рябинушка» помогла бы, с одной стороны, решить эту проблему, а с другой – разгрузить детские сады.
- Давайте поговорим о профессии воспитателя. Кто идет в неё?
- Как правило, женщины. И это понятно – только им присущи материнские качества, без которых у нас работать невозможно. В нашей системе трудятся люди, от краев до донышка преданные своей профессии и детям. Они любят и понимают их. Большинство наших работников эту профессию выбрали раз и навсегда.
- И это при таком невысоком уровне оплаты их труда…
- Работа с детьми, особенно в их раннем возрасте, сложна и многогранна. Каждый из нас несет за их здоровья и благополучие огромную ответственность. Но, к сожалению, труд этот ценится не высоко: зарплата начинающего воспитателя – около 4 тысяч рублей, со стажем – чуть более 5 тысячи рублей. Хорошо еще, что недавно стала действовать новая система труда, которая теперь позволяет осуществлять стимулирующие выплаты в размере 30 процентов и премирование. Теперь появилась возможность учитывать такие критерии, как качество и результаты работы, интенсивность и напряженность труда, другие. Поэтому зарплата немного возросла.
Высшее образование в системе дошкольного образования района имеют 36% его работников, средне-специальное – 56%, а остальные лишь учатся в специальных учебных заведениях. У нас нет текучести кадров.
- В управлении образования всего два специалиста – Вы и И.А. Стекольщикова, которые курируют дошкольные учреждения района. Справляетесь?
- Наша задача – с одной стороны, осуществлять контроль за деятельностью дошкольных учреждений, а с другой – оказывать им методическую помощь. Главные приоритеты – развитие и здоровье детей. В нашем поле зрения постоянно находятся их питание и выполнение требований учебно-воспитательного процесса. Радует, что все учреждения с этими задачами в основном справляются. Наши дошкольные учреждения часто посещают различные надзорные организации и все они отмечают высокий уровень работы детских садов, их отличный потенциал.
Высоко ценится работа методических объединений дошкольных образовательных учреждений – по конструктивной деятельности воспитанников, их экологическому развитию, патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни.
По двум последним направлениям в районе действует экспериментальная площадка.
- Назовите лучшие из коллективов.
- Не хочу никого обидеть, так как, повторяю, все наши коллективы работоспособные, творческие, перспективные. И все-таки самыми яркими, сильными являются детские сады № 29 «Светлячок» (заведующая Г.Г. Семенова), № 10 «Белочка» (В.Б. Уткина), № 33 «Дельфин» (Л.И. Фадина), № 32 «Теремок» (Н.Н. Чудакова), № 2 «Сказка» (Е.А. Землякова).
Список работников, заслуживающих большого уважения, может занять не одну страницу. Ежедневно отдают тепло своих сердец, доброту и мастерство детям, делая их жизнь радостной и счастливой, такие опытные воспитатели, как Н.В. Лямасова (детский сад № 10), Т.Б. Шавель (д/с № 8), Н.Г. Мочалина, И.Ю. Лесаева, Т.Н. Рыжова (д/с № 29), Н.В. Молькова, Т.Н. Удалова (д/с № 9), Т.М. Сочнева (д/с № 32), Е.А. Шикова (д/с № 17), другие.
Отлично проявляют себя, подавая большие надежды молодые талантливые воспитатели М. В. Молькова (д/с № 8), Н.А. Бочкова (д/с № 29), Л.В. Чернышева (д/с № 5), другие.
Великая роль – сотворение личности. Человек, работающий с детьми, самый счастливый.
Пользуясь возможностью, выражаю огромную благодарность за их созидательный благородный труд всем воспитателям работникам дошкольных учреждений. Желаю им крепкого здоровья, выдержки, творческих удач, находок и материального благополучия. С праздником!
Интервью подготовила О. КЛЮШИНА «КМ»