Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами.
25 февраля в духовно – просветительском центре «Родник духовный», который действует на базе школы, состоялась очередная встреча с родителями учащихся в формате «круглого стола», которая была посвящена теме значения слова, причем как для воспитуемого, так и для самого воспитателя.
Будучи убежденными в том, что обсуждаемая тема весьма актуальна, организаторы проекта решили представить материалы широкому кругу читателей.
Слово – это дар Божий, который уподобляет человека Творцу. Самого Спасителя мы называем Божественным словом. И словом же мы оскверняем, оскорбляем все творение Божие. Сквернословие сегодня стало нормой в языке народа, нередко даже детские уста извергают «гнилые» слова. Причиной для грязной брани уже не служит раздражение, гнев – матерные слова стали частью обыденной речи. И самое печальное то, что сквернословие из-за своей обыденности и распространенности многими не считается чем- то непотребным. А ведь русский народ недаром произвел его от слова «скверна». В словаре В.Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, все гнусное, противное, отвратительное…».
Господь наш Иисус Христос со страниц Евангелия сурово предупреждает нас о том, что «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15,11).
Разрушительная и созидательная сила слова многие века из опыта была известна нашим предкам, действенность благословения и проклятия ни у кого не вызывала сомнения. Еще в Ветхом Завете содержится свидетельство о побивании камнями за сквернословие. Да и российские власти не всегда были столь безразличны к этой проблеме. Например, во времена благочестивых царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стрельцы ловили сквернословящих прямо на улицах и тут же, принародно, для всеобщего назидания, секли их розгами. Примерно до середины 19 века за публичную матерную ругань могли посадить в тюрьму или даже отлучить от Церкви. А в Административном кодексе Российской Федерации есть статья, предусматривающая за сквернословие штраф или арест до 15 суток, которая формально действует и сегодня.
В чем же причина столь сурового отношения к слову, пусть скверному, грязному, но слову, а не преступному деянию? Ответ на это дает и религия, и современная наука.
Вот что пишет по этому поводу филолог, православный писатель Василий Ирзабеков в своей книге «Тайна русского слова», вопреки расхожему мнению, что мат является исконно русским атрибутом.
« …Мат – явление не русское.
В русском языке мата нет и быть не может. Мат лежит за пределами, за дальними границами той благословенной территории, которая зовется великорусским языком.
Вспомним, на богородичных иконах Царица Небесная изображается, как правило, с тремя восьмиконечными звездами: на челе и на плечах. Это не просто украшение, а графические символы одного из самых сокровенных Таинств нашей веры – Приснодевства Пречистой Богородицы до, во время и после Рождества Спасителя. Поэтому и в Каноне Ангелу Хранителю взываем к Богородице со словами: «Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая…».
Никак по – иному об этой величайшей тайне и не скажешь. Ведь недоуменно – это указание на то, что она недоступна человеческому уму.
Так вот, орды завоевателей, захватившие русские земли, но так и не сумевшие покорить душу русского человека по причине непостижимой для них веры его во Христа и верности Ему, посягали на то, что злой варварский ум ни понять, ни принять не в состоянии, - на Таинство Боговоплощения.
И именно об этой нашей Матери вели они свою похабную речь. Это на ее Небесную чистоту покушались они своими погаными устами. Закономерно поэтому, что ругань именуется еще и инфернальной лексикой, ведь инферна по латыни означает ад.
Необходимо задуматься, кого же в таком случае хулим мы, оправдывая себя фразами «это для связки слов» или «по другому не скажешь», «он или она не понимают иных слов» ?!
Ту, что Своим честным омофором покрывала нас в лихую годину татарского ига и неистовства тевтонцев, коварных поляков и озверевших фашистов. Ту, перед чьим ликом тысячелетия возжигаем свечи, моля о заступничестве, о даровании Божией милости. Ту, перед святым образом которой горячей коленопреклонной молитвой сонмы наших святых отмаливали и продолжают отмаливать Русь». (В.Ирзабеков)
Хотелось бы привести интересные факты:
Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т.к. можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову.
Епископ Североморский Митрофан (Баданин) в интервью газете «АиФ» «Правда о русском мате» на вопрос
Может ли мат влиять на боеспособность армии?
Отвечает:
— Матерясь, человек поклоняется князю тьмы, а значит, лишает себя божественной помощи. А ведь бой — это всегда схватка света и тьмы. Вспомним одну из самых значимых битв в истории нашего Отечества — Куликовскую. Бою предшествовала схватка татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который получил благословение преподобного Сергия Радонежского.
Челубей считался непобедимым: он освоил практику боевой магии — «бон-по» (переводится как «школа боевой магической речи»). Владел заклинаниями, привлекающими демонские силы. В результате подобной магии человек превращается в симбиоз человека и беса. Челубей был в доспехах, а Пересвет — в монашеском облачении и с копьём в руке. Поэтому он и получил тяжёлую рану от Челубея. Но «бессмертного» убил. Это вызвало замешательство татарского войска: на их глазах пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
Имя Пересвета на Тибете до сих пор произносят с трепетом. В Троице-Сер¬гиевой лавре, основанной преподобным Сергием, есть монах, который в юности увлекался восточными единоборствами и был с другом на Тибете. Когда тибетцы узнали, что перед ними русские, то стали переговариваться, и прозвучало слово «Пересвет». Оказалось, имя рус¬ского монаха записано в книге, куда заносят события, выпадающие из привычного хода вещей.
Возвращаясь к современности, епископ Митрофан привел еще одну историю, которую узнал из первых уст. В Грозном во время первой чеченской кампании наших ребят окружили боевики с криками «Аллах акбар!». Подкрепления не было, патронов почти не оставалось. И тут наши решили, что будут на «Аллах акбар!» отвечать: «Христос воскресе!» С этим криком бросились в рукопашную. Все до единого прорвались. Потом удивлялись: обычно в критических ситуациях орали матом, а тут, когда смерть дышала в лицо, пришло озарение: надо призывать на помощь Бога, а не тёмные силы.
К сожалению данная проблема существует и в нашем городе. Эта «болезнь» давно уже вошла в наши дома, школы и улицы.
Сквернословят и стар и млад: отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери. Причем слабая половина нашего общества ныне дает фору мужской.
И что самое страшное, мы являем тем самым пример нашим детям.
А ведь особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.
С точки зрения христианской сквернословие – смертный грех. Само название порока показывает, что он оскверняет то, что входит в сущность человеческой души — слово.
«Злоречивые Царства Божия не наследуют»,– учит апостол Павел. И он же призывает христиан: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».
Проблема чистоты нашей речи – это проблема общая. И решать ее тоже нужно сообща. Как принято говорить на Руси «всем миром».
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что именно родители, служат примером своим детям.
Если часто проводить время за чтением, то и ребенок с детства начнет проявлять интерес к книгам.
Не могу не процитировать по этому поводу Д.С.Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом делает вас мудрыми…».
В нашей школе кроме основной школьной библиотеки, которая прекрасно оснащена, существует так же православная библиотека «Радость слова», где и дети и взрослые могут подобрать литературу как для личного, так и для семейного чтения.
Многие сейчас готовы обрушить на это предложение шквал аргументов по поводу нехватки времени.
Скажу лишь одно: «Расставьте приоритеты»!
В заключение хотелось бы привести слова святителя Луки (Войно – Ясенецкого)- хирурга, ученого, архиепископа, причисленного к лику святых,
который в проповеди, произнесенной в 1945 году сказал следующее: «Сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла. А энергия никогда не пропадает. Это знают все физики относительно энергии материальной, которая во всех видах своих не теряется. Энергия духовная тоже никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду, она действует на всех».
«Благословением праведных возвышается град, а устами нечестивых разрушается». (Притч. 11, 11).
Зуева В.Е