В наше нелегкое время с бешеным темпом жизни все чаще встречаются люди, чем-то недовольные, и как следствие, проявляющие агрессию в том или ином виде. Мы становимся свидетелями конфликтов практически ежедневно: огрызаются прохожие, ссорятся покупатели, не уступают дорогу водители, суды переполнены исками о защите чести и достоинства, в телестудиях респектабельно выглядящие собеседники завершают разговор кулачными боями.
17 февраля в центре социальной помощи детям и семье городского округа город Кулебаки прошел обучающий семинар для руководителей и сотрудников учреждений социального обслуживания и управления социальной защиты населения г.о.г.Кулебаки. Тема семинара – «Формы работы с гражданами, проявляющими агрессию».
Семинар открыла М.В.Плеханова, директор ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о.г.Кулебаки». Она сказала о том, насколько важно управлять своими эмоциями в работе с клиентами и привела примеры из собственного опыта работы. Далее для соцработников на семинаре выступил врач-психиатр Кулебакской ЦРБ Петр Владимирович Шанин. Он рассказал, как можно распознать человека, который может проявить агрессию и как правильно управлять своими эмоциями во время общения с агрессивным человеком. Петр Владимирович объяснил, что во время беседы с человеком, проявляющим агрессию, нужно проявлять заинтересованность к его словам, сопереживание.
Марина Анатольевна Лескина, заместитель директора по воспитательной работе ГБУ «Центр социальной помощи семье и детямг.о.г.Кулебаки»в своем докладе упомянула о ФЗ №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившем в силу еще в 2011 году. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована лишь в том, чтобы конфликтные стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они сами смогут прийти к важному восстановительному эффекту примирения. И одним из элементов медиативного подхода является активное слушание, которое как раз и применяется при общении с агрессором. Его использование помогает услышать собеседника, максимально правильно понять смысл его слов. К тому же активное слушание - это прямая дорога к доверительным и уважительным отношениям с клиентом, а также способ воздействия на его решения.
Далее эстафету выступления приняла Галина Валерьевна Голова, педагог-психолог ГБУ «ЦСПСД г.о.г.Кулебаки», давшая психологические советы и показавшая несколько практических упражнений, как правильно управлять своими эмоциями. Ведь управление эмоциями ни в коем случае нельзя путать с их подавлением. Подавлять эмоции вредно для психического и физического здоровья. Если постоянно держать все в себе, можно со временем обнаружить у себя целый набор психосоматических заболеваний. А управление эмоциями позволяет направить их в конструктивное русло, обрести душевное равновесие и достичь взаимопонимания с собеседником – это очень важный аспект в работе социального работника.
В завершении семинара присутствовавшие поделились впечатлениями об услышанном и все сошлись на мнении, что такие занятия нужны и важны для работы в соцучреждениях, и проводить их надо. Ведь жизнь человека невозможно представить без эмоций, они сопровождают каждую ситуацию, в которую мы попадаем, отражая наше к ней отношение.
Н.В.Захарова, специалист ГКУ НО «УСЗН г.о.г.Кулебаки»