Кулебаки, ул.Воровского 49
Главная Наш район Власть Карта сайта МФЦ
 //Органы местного самоуправления

Глава местного самоуправления
Администрация района
Земское собрание района
Муниципальные образования
Совет депутатов городского округа город Кулебаки

 //Контрольно-ревизионная комиссия

 //Совет общественности

 //Соответствие сайтa федеральному закону РФ № 8-ФЗ

 //Видеоматериалы

 //Информационное общество

 //КУЛЕБАКСКАЯ ЗЕМЛЯ: вчера, сегодня, завтра

Виртуальная экскурсия
Кулебаковедение
Кулебакский район в цифрах

 //Предложения инвесторам

 //Земля и
недвижимость

 //Муниципальные
закупки

 //Муниципальные
услуги

 //Интернет-приемная

Информация о приеме граждан
«Горячая телефонная линия»
Обращения граждан
Ответы на письма




70 лет Победы в
Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.
 //Город

 //СМИ Кулебакского района

 //Справка/
Полезная информация

 //Молодежная
рубрика

 //Банеры / Счетчики






 //Узнай о своих неисполненных обязательствах и долгах



 //Новости



9 сентября 2009 ()

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА

Автор: учитель географии МОУ СОШ №1 г.Кулебаки
Николай Семенович Ульянов

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения исторической географии родного края
1.1. Психолого-педагогические основы изучения исторической географии
Кулебакского района ("Кулебаковедения")
1.2. Историко-географический подход к изучению "Кулебаковедения"
Глава II. Программа курса "Кулебаковедение"
2.1. Концепция программы
2.2. Особенности структуры и содержания программы Глава III. Организация педагогического эксперимента 3.1. Этапы организации педагогического эксперимента
3.2. Структура и методические условия внедрения программы
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
В юго-западной части Нижегородской области есть небольшой по площади, но обладающий уникальностью природы и своими особенностями экономического развития Кулебакский район.
По своей площади (из 48 районов области) Кулебакский район находится в четвертом десятке районов области.
Район расположен в знаменитых муромских лесах, которые составляют богатство и красоту родного края, и по лесистости входит в пятерку самых лесных районов области, а в Правобережье является лесным лидером. Кулебакский район в числе немногих в области, который богат подземными водами. Велетьминский пруд по своей площади является одним из крупнейших в области.
На территории района почти на 100 лет раньше Сормовского завода появился Велетьминский железоделательный завод.
Кулебакский горный завод (ныне ОАО КМЗ), возникший более 130 лет назад, в конце XIX столетия был единственным заводом в России по выпуску бандажей, а по объему выпускаемой продукции и численности рабочих занимал 2-е место в Нижегородской губернии после Сормовского завода. Железная дорога от завода до пристани Липня (сегодня часть Навашина) была построена намного раньше, нежели дорога, соединяющая Москву с Казанью. В 1946 году на Кулебакском металлургическом заводе впервые в нашей стране был освоен выпуск цельнолитых якорных цепей для морского флота, за что авторы А.И.Фомичев и Н.А.Фрумкин были удостоены Государственной премии.
Советская власть в селе Кулебаки была установлена раньше, чем в Н.Новгороде, Арзамасе, Выксе и других городах и поселках.
Жемчужиной архитектуры города Кулебаки является "Теремок", бывший царский павильон на Всероссийской промышленной выставке в Н.Новгороде в 1896 г. и впоследствии перевезенный в наш город
Любовь к природе, к историческому прошлому своего родного края - одна из причин избранной темы реферата и разработанной программы. Изучение хозяйственного освоения человеком территории своей местности без учета исторического подхода иначе не представляю.
Историческая география своего небольшого административного района в настоящее время является новым направлением в географическом краеведении Нижегородской области.
Историческая география родного края является уникальным компонентом географического краеведения, которое дает целостное представление о взаимодействии природы, общества и хозяйства района в различные исторические эпохи (с первобытного времени по настоящее время) и формирует эмоционально-ценностное отношение учащихся к происходящим событиям, явлениям и процессам в окружающей их действительности.
При разработке программы по изучению исторической географии родного края особое внимание уделено такому аспекту, как история взаимодействия человека с природой на конкретной территории и изучению родного края (Кулебакского района), как уникальной природно-антропогенной системы, которая отличается от другой территории своими особенностями природы, историческими и этнографическими условиями заселения и жизни населения, специализацией хозяйства, культурой населения, своими различными проблемами и т.д.
Историческая география, как наука, связана с именами Н.Гумилева, Н.Рыбникова и других ученых.
Впервые в курсе школьной географии и в методику ее преподавания внедрили исторические аспекты в программу и в учебники по географии России А.В.Даринский, В.Я.Ром, В.П.Дронов и другие. Так, например, исторические аспекты изучаются в первом издании комплексного учебника "Географии России" (учебник для 8-9 классов под редакцией А.В.Даринского, М. Просвещение, 1993 год) при прохождении темы "История исследования и хозяйственного освоения территории России" отведено 4 часа.
В учебнике и программе курса "География: население и хозяйство России" А.Н.Алексеев и В.В.Николина историческим аспектам также уделено внимание в теме №1 "Россия на карте мира (3 ч.).
В "Географии России" (географ, факультета MГУ) в первом варианте на раздел "История заселения и исследования территории России" отведено 6 ч., во II варианте историко-географические особенности заселения и освоения территории России включены в введение (Часть П. Население и хозяйство России).
В программе географического факультета РГПУ им. А.Н.Герцена по курсу "География России" VIII - IX классы под редакцией А.В.Даринского и др. также имеется раздел "История исследования и хозяйственного освоения территории России".
Таким образом, как показывает практика, историческая география вызывает особый интерес учащихся, привлекая огромным мировоззренческим потенциалом и опираясь на знания по истории, формирует целостный "образ страны".
"Программы "География 6-11 классы", М. 1998 г.).
Однако при изучении других географических тем регионов исторический аспект реализован недостаточно, что и побудило нас к разработке специальной программы по своему родному краю. При разработке программы по исторической географии мы исходим из синтетического взгляда, а не поэлементного изучения природы, хозяйства, населения. Проблемой изучения родного края занимались многие ученые-практики в т.ч. и учителя Кулебакского района.
Географическим краеведением Кулебакского района на научной основе стал заниматься учитель географии средней школы №3 Головастиков Александр Михайлович, который написал и в 1960 году выпустил в Горьковском книжном издательстве экономико-географический очерк "Приокский (Выксунско-Кулебакский) индустриальный район". Это была одна из первых книг, посвященная описанию географического положения и хозяйственной оценки природных ресурсов и условий, характеристике населения и развитию хозяйства Приокского района. Позднее им же в ученых записках Горьковского государственного педагогического института, выпуск №46, 1964 года была опубликована работа "Приокский (Выксунско-Кулебакский) индустриальный район и перспективы его развития".
С тех пор прошло 30-40 лет. За это время произошли очень значительные социально-экономические и географические изменения. В частности, Приокский район, когда-то объединяющий Выксунский, Навашинский и Кулебакский районы вместе, в настоящее время не представляет такого интереса.
В 1960 году в областном издательстве выходит книга П.А.Николаева "Кулебакские металлисты в революционном движении 1900-1917 годов", посвященная зарождению и становлению партийной организации, ее борьбе за права рабочих и установлению в Кулебаках советской власти.
В 1972 году в Волго-Вятском книжном издательстве авторским коллективом выпущена книга "Приокские зарницы", посвященная 100-летию Кулебакского металлургического завода - градообразующего предприятия города.
Городу Кулебаки посвящен очерк Головастикова A.M. (в книге "Города нашей области» ВВКН, Горький, 1969), в котором дается историко-географический очерк, возникновение горного завода, характеристика промышленности, населения, культуры, социального облика и перспективы развития города. К 50-летию города Кулебаки (1982 г.) выпущена небольшая книжечка "Кулебаки: прошлое и настоящее города".
В 1997 году Чижовой И.А. выпущена небольшая книжечка "История Кулебак (XVII - XIX веков)". Работа написана на богатом архивном материале и в ней впервые дана социально-экономическая характеристика дореволюционного села Кулебаки.
Книги автора Головастикова A.M. морально устарели в социально-экономическом плане. Работы П.А.Николаева, И.А.Чижовой и другие имеют определенную тематическую направленность - историзм отдельных этапов, отдельных предприятий истории города. Безусловно, все вышеперечисленные книги по Кулебакскому району имеют публицистический интерес и, бесспорно, для краеведов представляют определенную ценность.
Таким образом, анализ краеведческой литературы, программ, учебников и методических рекомендаций по изучению географии и истории родного края показал, что все они (выше перечисленные авторы о Кулебакском районе) в основном исследовали физико- и социально-экономические условия или исторические особенности Кулебакского района отдельных территорий района или исторических периодов, что не находило отражения единства прошлого и настоящего в истории и географии края и не позволяло комплексно изучать свой район.
Особенностью современного исследования и изучения района является то, что в основу комплексного изучения территории внедрен гуманитарный интегративный подход, который включает как природные, социально-экономические, этнографические, экологические, культурологические и другие аспекты.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования и позволяет сформулировать следующую цель:
Разработать программу по изучению исторической географии родного края, которая получила название "Кулебаковедение" и определила следующие задачи:
1. Проанализировать состояние данной проблемы в географической,
методической, психолого-педагогической литературе;
2. Разработать программу курса "Кулебаковедение";
Выявить особенность и эффективность программы для развития
эмоционально-ценностного аспекта личности учащегося;
3. Продумать структуру и методические условия на различных
этапах организации педагогического эксперимента по внедрению
программы в учебно-воспитательный процесс.
При разработке и изучении данной темы были использованы следующие методы исследования:
Наблюдение.
Анкетирование.
Тестирование.
Анализ литературы.
Диагностика.
Новизна исследования состоит в том, что разработана программа по изучению исторической географии родного края на основе комплексного гуманитарно-интегрированного подхода.
Практическая ценность состоит в том, что:
1. Разработанная программа соответствует всем требованиям данного
нормативного документа.
2. Разработано поурочное и тематическое планирование.
3. Разработаны сценарии уроков по данному курсу.
4. Разработаны практические работы и различные типы экскурсий.
5. Комплексные задания для диагностики эмоционально-ценностного
компонента.
6. Разработана программа факультатива по географии России в IX веке.
Результаты апробированы: на методических объединениях учителей естественного цикла и истории средней школы 31 г. Кулебаки; на заседаниях районного методического объединения учителей географии (1998, 1999 г.г.); на областной конференции по экологическому образованию (1997 г.); на областном семинаре учителей географии (февраль 1999 г.); на заседании РМО учителей истории; в районном комитете охраны окружающей среды; на творческом отчете учителей естественного цикла; на открытом уроке, на экологической игре, в викторинах, в районной газете "Кулебакский металлист" и т.д.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ РОДНОГО КРАЯ.
1.1. Психолого-педагогические основы изучения исторической географии Кулебакского района («Кулебаковедения").
Структура содержания историко-географического краеведения в программе разработана с учетом психологических возможностей учащихся среднего и старшего звена обучения, что позволяет усвоить систему знаний, умений и навыков их самостоятельности, любознательности и повышенного познавательного интереса к изучению своего родного края (Программа географии, стр. 8).
Для успешного осуществления задач курса учителю необходимо знать возрастные и психологические особенности учащихся.
У учащихся V (VI) - VIII (IX) классов развивается и формируется словесно-логическое мышление. Поэтому при проведении занятий по изучению историко-географического краеведения очень важно определить соотношение теоретического и конкретного содержания, обеспечить взаимосвязь имеющихся знаний по географии, истории из школьного учебного плана с конкретными представлениями об объектах природы, явлениях, изменениях, происходящих в географической среде и обществе непосредственно на примере своей местности.
Приемы самостоятельности учащихся в период проведения практических работ на уроках, на местности будут также способствовать развитию словесно-логическому мышлению.
В подростковом возрасте развиваются все познавательные процессы. Высокого уровня достигает механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической и смысловой памяти.
Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление представлено во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом (16 с. 188).
Поэтому для формирования психологических особенностей подростка, начала формирования способностей для будущей профессиональной деятельности историко-географическое краеведение располагает универсальными возможностями.
Учащиеся X-XI классов обладают большей сознательностью и устойчивостью. В этом возрасте у них интенсивно формируется личностное мировоззрение и значительно повышается интерес к проблемам экономики, политики, государственного устройства, гражданства, не только в целом своей страны, но и своего района.
Знания, которые получают они в процессе изучения общественных дисциплин и подкрепленные из жизненных наблюдений окружающей действительности, становятся твердыми убеждениями юношей и девушек старшего звена обучения.
Учащиеся этого возраста прекрасно понимают, что жизнь, здоровье и дальнейшее трудоустройство выпускников после школы полностью зависят от изменений окружающей среды и социально-экономической стабильности общества. Наблюдая, анализируя, сопоставляя все происходящие изменения в природе и обществе на территории своей малой родины, юноши и девушки внутренне сопереживают за промахи и одновременно радуются за положительные успехи.
"Особенность юношеского возраста заключается в огромном внутреннем стремлении к идеальным переживаниям. У молодежи огромная целеустремленность, желание обойти весь свет пешком". (7 стр. 12).
Как не переживать за свой родной край, если ты здесь родился и, вырастая, познавал тебе близкий окружающий мир, а затем сам пустил на этой земле собственные корни.
Одной из важнейших черт психологии старшего школьника является готовность юноши, девушки ставить и решать различные жизненные задачи. В этом возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок когнитивного, эмоционального и поведенческого направления. Период ранней юности характеризуется внутренними противоречиями, несогласованностью и изменчивостью этих установок. Противоречия проявляются между отдельными чертами характера и их проявлениями. (16 стр. 200-201).
Все эти психологические особенности необходимо учитывать при внедрении курса "Историческая география Кулебакского района" среди учащихся старшего звена обучения.
1.2. Историко-географический подход к изучению курса "Кулебаковедение".
Историческая география родного края представляет собой синтез исторических событий, хронологически связанных с территорией нашей местности.
"Таким образом, историческая география может быть определена как отрасль истории и географии, изучающая историческую физическую географию населения, историческую экономическую географию, взаимодействие природы и человека, влияние географической среды на развитие человеческого общества, использование человеком природы в своей деятельности". (5 стр. 3).
Тот вакуум, который имеется сегодня в истории и географии своего родного края, не позволяет проследить в целом, как географические и исторические условия способствовали развитию хозяйства района, не дает возможности проследить и дать оценку хозяйственного освоения местности с древнейших времен и до наших дней. Чем больше познаешь историческое прошлое населения своего края, тем больше возникает гордости и патриотизма за свой край в чувствах за те исторические достигнутые свершения, красоту природы, уникальность и естественно боль утраты достигнутых результатов.
"Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не только на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать все наши богатства. Наши земли, леса, горы, наши реки, моря с их разнообразием, промышленные центры, колхозы, наши школы - все это может служить обильным материалом для воспитания" (7 стр. 266).
Особое значение в образовании и воспитании учащихся имеет всестороннее изучение особенностей природных богатств, истории, культуры и экономики родного края.
"Нам нужно знать свой край не только потому, что это интересно, а потому, что знание края помогает изменить его облик, увеличить производительность сельского хозяйства, поднять промышленность, по-новому построить всю жизнь населения" (9 стр. 105).
В преподавании географии России изучение своего родного края более эффективно и качественно помогает формированию географических и исторических знаний, умений и навыков. Усиление историзма о природе, хозяйственном освоении человеком территории своей родной местности значительно повышает интерес к географии.
Изучая преобразование природы, учащиеся активно включаются в природоохранную деятельность и в решение социально-экономических и экологических проблем своего родного района.
Познавая историческое прошлое по крупицам, начинаешь осознавать, в каком направлении шло освоение природных ресурсов и условий.
История человеческого общества неотделима от истории природы, причем обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга. Для понимания ряда аспектов истории человеческого общества необходимо учитывать место и роль географической среды, которая представляет собой совокупность природных ресурсов (рельеф, климат, воды, почва, растительный и животный мир, богатство земных недр), находящихся в исторической практике человечества. Географическая среда играет важную роль на всех этапах развития общества, однако эта роль на каждом этапе не однозначна. Географический фактор, природные условия играют важную роль в жизни и развитии человеческого общества. Географический фактор важнейшее условие материальной жизни человека, которое непосредственно, через способ производства материальных благ, влияет на характер общественного строя". (27 стр. 6-7).
История является наукой, которая изучает развитие человеческого общества в его конкретных и многообразных правлениях. Прошлое человечество познается для понимания настоящего, для установления перспектив развития общества в будущем.
"Всестороннее изучение какой-либо определенной территории проводится на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области и т.д. Краеведение - есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования; но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края". (6 стр. 4).
Теоретические основы изучения исторической географии родного края более глубоки и разнообразны, нежели историческое или географическое краеведение.
Сущность и значение исторической географии родного края очень велики и имеют комплексный подход в изучении. Историческая география изучает все стороны, относительно небольшой территории. И здесь приходится использовать различные методы исследования, заимствованные из разных предметов: истории, географии, археологии, этнографии, биологии и т.д., и т.п.
Поэтому исследователь всестороннего изучения своего родного края должен быть подготовлен и всесторонне развит в смежных отраслях знаний, должен обладать научными подходами в изучении различных сторон жизни небольшой территории и, самое главное, обладать большим терпением.
Историческая география больше других предметов в своем поиске и изучении родного района использует чаще методы исследования географии и истории.
Историческая география преследует две задачи краеведческого принципа обучения:
Всестороннее изучение своего родного района и накопление
разнообразного местного краеведческого материала.
Использование изученного и систематического краеведческого
материала в учебной и во внеклассной и внешкольной деятельности.
"Краеведческий принцип позволяет вести преподавание географии в школе согласно дидактическим правилам: "от известного к неизвестному", "от близкого к далекому", "от локального к глобальному". Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов страны". (20 стр. 9).
Одним из важнейших условий в изучении своего родного края - руководящая роль учителя. Роль учителя очень большая. Именно учитель определяет объекты исследования, виды и методы работ. Успехи результатов изучения края зависят от того, в какой степени учитель сам является краеведом и как он сумеет заинтересовать своих учащихся. Учитель должен хорошо знать свой родной край, систематически его изучать и обучать своих учащихся. Изучение своего края для учителя - творческий путь к научно-исследовательской деятельности.
Изучение своего родного края - могучее средство для осуществления связи школы с жизнью. Большинство учащихся после окончания школы идут работать на местные промышленные и сельскохозяйственные, торговые и транспортные предприятия. Изучая их, учащиеся заранее знакомятся с этими предприятиями. Там они наблюдают труд самых разнообразных профессий, что поможет в выборе для себя будущей специальности, в приобретении знаний и психологической подготовке к труду.
Историческая география таких небольших административных территорий, как районов области, сегодня является актуальным направлением в географическом образовании.
Историческая география своего района вводит учащихся в удивительный мир прошлого и настоящего природы, населения, экономики, позволяет проследить взаимодействие человека и природы, взаимосвязь происходящих социально-экономических преобразований, использование природных ресурсов и условий в хозяйственной деятельности человека, а также возникших противоречий между человеком и природой и пути преодоления этих противоречий на территории Кулебакского района за определенный исторический период времени.
Заселение и освоение человеком определенной территории всегда сопровождалось с использованием природных ресурсов и условий данной местности. Проследить процесс освоения природных богатств и формирование хозяйства своего района без исторического подхода нельзя.
Географические и исторические условия развития хозяйства на территории любого района позволяют проследить и дать оценку в освоении местности с древнейших времен до наших дней. Все это позволило объединить историю и географию своего родного края в единое целое - историческую географию.
В структуре географического образования курс "Историческая география Кулебакского района" займет достойное место и позволит приобщить учащихся к более подробному изучению своего родного края: прошлого и настоящего, особенностей природы, населения природопользования, хозяйства, экологии.
При изучении данного курса учащиеся имеют возможности на примере своей местности проследить и сравнить произошедшие изменения в социально-экономическом развитии территории (района) в период заселения человеком.
Таким образом, основная цель курса исторической географии направлена на разрешение следующих основных задач:
1. Формирование у учащихся комплексного и целостного представления о своем родном крае; изучение особенностей природы, истории, населения, природопользования, экономики и экологии своего родного края;
2. Формирование у молодых кулебачан чувств любви, гордости,
уважения, патриотизма за свой родной край;
3. Воспитание бережного отношения к природе и охране ее богатств, т.е. совершенствование экологического сознания и экологической культуры у всех жителей района.
При отборе содержания программы по исторической географии своего района были использованы основные принципы реализации курса: личностный, краеведческий, принцип историзма, принцип интегративности, принцип проблемности, принцип деятельности.
Личностный принцип способствует формированию личности с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов и мотивов обучающихся к переходу с предметного обучения на личностный подход.
Краеведческий принцип имеет огромные возможности по изучению окружающей действительности, взаимосвязи человека и природы, социально-экономических преобразований. Именно краеведческий принцип позволяет воздействовать на эмоционально-волевую сферу человека и будет способствовать формированию таких важнейших чувств, как любовь, гражданственность, патриотизм, добро, долг, сострадание.
Идея создания интегрированной программы по своему району возникла в процессе использования и накопления краеведческого материала на уроках географии, началом составления программы стала индивидуальная работа учителя географии по теме самообразования "Использование краеведческого принципа на уроках географии в V-VIII (VI-IX) классах, над которой многие годы работал автор данной программы.
Интегративность программы позволила сблизить и соединить в единое целое ряд предметов: историю, географию, экологию, природопользование, а также будет способствовать реализации педагогической технологии личностно-ориентированного обучения.
Принцип интегративности позволяет объединить комплексное изучение особенностей природы, населения, хозяйственной деятельности своего района, одновременно с историей, природопользованием, экологией, что усиливает познавательный интерес учащихся. Комплексный подход своей малой Родины вызывает значительный интерес у учащихся.
Исторический подход позволяет проследить освоение и развитие территории с начала ее заселения до наших дней. Причем рассматривается только та часть событий, которая имеет прямое отношение к нашей местности и непосредственную взаимосвязь с историческими факторами, эпохами.
Собранные материалы по своему району, их систематизация и постоянное использование в процессе преподавания географии подтвердили целесообразность создания единой целостной программы о прошлом и настоящем Кулебакского района.
На основе собранных материалов и разработанной программы планируется создание учебного пособия под этим же названием.
Данное пособие будет являться хорошим дополнением для учителей начальных классов, природопользования, истории, географии, биологии, природоведения, экологии при изучении особенностей природы и исторического освоения территории современного района, хозяйственной деятельности человека и экологических проблем своей малой родины - Кулебакского района.
Материалы пособия могут быть использованы не только при изучении отдельных предметов, при прохождении отдельных тем по предметам, но и на факультативных занятиях по краеведению, на занятиях отдельных кружков.
Автор программы и пособия считает, что данные материалы привлекут внимание всех любителей своего родного края, дадут возможность глубже изучить особенности природы, экономики, экологии, осознавать произошедшие события и изменения в жизни кулебачан в период становления и развития района, и полюбить еще больше свой родной край.
При создании полного учебно-методического комплекса курса "Историческая география Кулебакского района" и успешного апробирования на примере одной-двух школ города, данный курс в качестве предмета может быть введен в учебный план образовательных школ города и района, как школьный или районный компонент учебного плана.
Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего звена обучения общеобразовательной школы, а также для учащихся дополнительных образовательных учреждений.
Таким образом, программа курса "Кулебаковедение" на основе гуманитарно-интегративного подхода, введенного в географию России В.П.Дроновым, В.Я.Ромом, учитывает возрастные особенности учащихся.
Принципы гуманитарно-интегративного подхода: личностный, краеведческий, принцип историзма и другие являются основой разработки Концепции программы, отбора ее содержания, на характеристике которых мы остановимся в следующей (во второй) главе.
Глава П. ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЕБАКОВЕДЕНИЕ"
2.1. Концепция программы "Историческая география Кулебакского района" ("Кулебаковедение").
Для более успешного формирования у учащихся общечеловеческих ценностей и качеств, привития любви к своему родному краю, с целью глубокого изучения особенностей природы, хозяйства, исторического прошлого малой родины и понятия взаимосвязей между человеком и природой и их изменений за определенный промежуток времени на территории Кулебакского района, необходимо ввести в систему учебно-воспитательного процесса школы комплексный, интегрированный предмет "Историческая география Кулебакского района" ("Кулебаковедение"). Универсальность предмета позволит целенаправленному воздействию на формирование личности учащегося, закреплению полученных знаний из других школьных предметов и укреплению взаимосвязи между теоретическими знаниями и практическими навыками и жизнью окружающей действительности.
Новый предмет обладает значительным потенциалом воспитательного воздействия на формирующуюся личность учащегося, используя самые разнообразные формы и приемы внедрения родного предмета в души растущих молодых кулебачан.
Концепция взглядов на создание и внедрение курса "Историческая география Кулебакского района" обоснована и выпестована на протяжении многих лет работы учителя в школе.
В процессе изучения географии учитель всегда стремится вызвать интерес к своей местности, связать школьную учебу с окружающей действительностью, с жизненными интересами детей. Постоянная связь и общение с учащимися на уроках и во внеклассной работе в процессе познания своего родного края, растущий интерес к своей малой родине убедили учителя в необходимости создания интегративного пособия и программы.
Краеведение существенно влияет на формирование научного мировоззрения учащихся: возникновение и развитие человеческого общества; место, занимаемое человеком в природе; диалектические отношения между человеком и природой. Во время познания закономерностей природы в детских умах формируется осознанное отношение к ней. (19 стр. 70-71).
Каждая территория имеет свои особенности природы, население, исторического прошлого. Путь, пройденный нашей страной, - это путь борьбы и побед, революционных, боевых и трудовых свершений.
"Родной край не мог быть в стороне от памятных событий в стране - в чем же выразилась его роль и судьба в отечественной истории? И понятно, что многие краеведы упорно работают над историей своего родного края и, подтверждая мысль А.Н.Герцена "полнее сознавая прошедшее, мы узнаем современное, глубже опускаясь в смысл былого, раскрывая смысл будущего: идя назад, шагаем вперед". (24 с. 26).
Значительную роль в познании своего родного края имеет внеклассная работа: кружки, экскурсии, олимпиады, конкурсы, игры, викторины. Внеклассная работа организуется и проводится с учетом запросов учащихся, их индивидуальных наклонностей, что дает возможность детям проявить активность и самостоятельность. И внеклассная работа будет приносить желаемые результаты, если учитель строит ее на плановой основе, целенаправленно, в определенной системе, с учетом требований возрастной психологии (18 с. 3-4).
Каждый вид внеклассных занятий имеет свои специфические особенности. "Кружок - есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы" (1 стр. 389).
Именно работа краеведческого кружка была направлена на изучение географии и истории своего родного края, и собранные материалы также послужили основой комплексного курса, наибольший интерес и активность на кружковых занятиях проявляли учащиеся 5-6х классов. И особо популярной формой поведения кружковых занятий являются экскурсии. Дети любят двигаться и созерцать увиденное, да если еще с сопровождением рассказа.
"Экскурсия - коллективное посещение в общеобразовательно-воспитательных целях достопримечательных мест, исторических памятников, музеев, производств и т.д. (определение из Энциклопедического словаря).
Это может быть поездка, прогулка, посещение определенного объекта природы или истории с определенной целью "Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего нас мира с показом и рассказом о посещаемом объекте. Но так как за один учебный час совершить экскурсию практически невозможно, то лучше всего планировать экскурсии в каникулярное время. Учащиеся очень любят увлекательные экскурсии.
2.2. Особенности структуры и содержания программы
"Кулебаковедения"
Программа рассчитана на 68 часов (два часа в неделю) и состоит из теоретической и практической частей, что позволит более прочному усвоению знаний и умений учащихся и обеспечит взаимосвязь теоретической части с практической направленностью курса программы.
Теоретическая часть состоит из введения, четырех основных разделов и заключения. В первом разделе "Особенности природы района" рассматриваются: геология, рельеф, минеральные ресурсы, климат, гидрография, особенности ПК смешанных лесов и его составных частей, краткое описание разнообразных природных комплексов района. Последовательность содержания раздела полностью соответствует структуре изучения физической географии.
Во втором разделе "География населения района" отражены: основные этапы заселения и освоения территории района в далеком прошлом, возникновения населенных пунктов и их принадлежность, связь отдельных российских событий с нашим краем, биография района в XX веке, современная характеристика населения, административно-территориального деления, "Законодательной и исполнительной власти, устава и герба района.
В третьем разделе "Формирование хозяйства Кулебакского района" включены такие темы: Начало природопользования и формирование хозяйства района, возникновение черной металлургии, социально-экономические преобразования и противоречия в дореволюционный период, характеристика революционных событий и преобразований на рубеже XIX и XX веков, становление и развитие хозяйства района в довоенный, военный и послевоенный период, экономико-географическая характеристика города и других поселений, а также знакомство с памятниками истории и культуры и знаменитыми кулебачанами.
В четвертом разделе "Проблемы экологии и охраны природы "Кулебакского района" нашли отражение такие проблемы: последствие антропогенного воздействия на природу, пути рационального использования природных ресурсов района, разрешение экологических проблем, система охраны окружающей среды, характеристика охраняемых и рекреационных территорий, основные правила поведения человека в природе и ответственность за экологические преступления.
Завершает программу сводная глава "Требования к знаниям и умениям", то есть перечнем знаний и умений, которые учащиеся должны освоить после изучения курса "Историческая география Кулебакского района"
Все основные разделы программы имеют последовательную логическую взаимосвязь и составляют единый учебный интегрированный курс.
Важнейшие события- района хронологически выдержаны с основными историческими событиями нашего государства.
В программе импонирует на всем протяжении ее содержания роль человека, как основного преобразователя природы нашего края. Именно человек, являясь ключевой фигурой в процессе своей хозяйственной деятельности, превратил природные ландшафты в антропогенные, изменяя окружающую среду.
Практическая часть программы состоит не только из практических работ, используемых на уроках, но и разнообразных экскурсий на природные объекты, предприятия города и района, краеведческий музей, которые целесообразно проводить в каникулярное время.
Данный курс позволит сформировать у учащихся целостное представление о природном комплексе, о взаимосвязях его составных частей со структурой и развитием хозяйства района, а также о возникших сложных проблемах в процессе нерационального использования отдельных компонентов природно-хозяйственного комплекса.
Таким образом, программа "Краеведение" представляет собой целостную систему, в которой отражены три компонента содержания: знания, умения и эмоционально-ценностное отношение ученика к окружающей действительности.
К программе разработаны тематическое планирование (см. Приложение №2), практические работы, экскурсии, уроки.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Для выявления развивающего эффекта, который обеспечивается программой курса "Кулебаковедение", требуется провести комплексный педагогический эксперимент.
Целью педагогического эксперимента является определение эффективности внедряемой программы, под которой мы понимаем повышение развития познавательного интереса учащихся не только к географии, но и истории, экологии, природопользованию и другим предметам, а также развитие и формирование таких качеств: гражданственности, патриотизма, долга, сострадания и любви к традициям культуры населения, гордости и уважения к своему родному краю.
Педагогический эксперимент внедрения программы запланирован в виде отдельных этапов в течение нескольких лет.
3.1. Структура и методические условия внедрения программы
Для успешного проведения эксперимента требуется разработать ряд координационно-методических условий по внедрению программы "Кулебаковедение" в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.
К методическим условиям реализации программы следует отнести ресурсное обеспечение (наличие качественных специалистов), материально-техническое обеспечение (здание учебного заведения, помещения учебных кабинетов и других вспомогательных помещений, а также информационно-методическое обеспечение (учебно-методический комплекс).
Обеспечение программы
1. Ресурсное обеспечение. Специалисты:
Директор школы
Заместитель директора школы
Психолог школы
Библиотекари школы
Учителя географии
Учителя биологии
Учителя химии
Учителя истории
Учителя физкультуры
Учитель основ безопасности жизни
Учителя начальных классов
Качественная характеристика педагогических кадров
1-я категория
2-я категория
Без категории
С высшим образованием
Со средним специальным,
в т.ч. обучаются в ВУЗах
"Отличники просвещения"
"Старший учитель"
"Учитель - методист"
2. Материально-техническое обеспечение:
здание школы
кабинеты географии
кабинеты биологии
кабинет химии
кабинеты истории
кабинеты начальных классов
кабинет ОБЖ
библиотека
актовый зал
3. Информационно-методическое обеспечение:
наличие программы
наличие учебного пособия
наличие методических разработок, рекомендаций
наличие дополнительной литературы
наличие карт местности (района)
наличие контурных карт района.
Внедрение программы в другие образовательные учреждения Кулебакского района является главным критерием на последнем этапе педагогического эксперимента. Создание единого образовательного пространства и тесного содружества учителей, учащихся и их родителей - также залог успешного завершения апробирования и внедрения данного курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной исследовательской работы по исторической географии родного края были разработаны программа курса "Кулебаковедение", поурочное и тематическое планирование, практические работы, экскурсии и так далее.
Первые результаты апробирования педагогического эксперимента показали, что у учащихся значительно повысился интерес к изучаемому предмету по результатам анкетирования, устного опроса, посещаемости занятий. Учащиеся с большим желанием работают на уроках, при выполнении практических занятий, особенно местности и в период экскурсий, походов и прогулок на объекты природы, предприятий, музей; памятников истории и архитектуры. Улучшилось качество знаний, уровень воспитанности учащихся.
Многочисленные встречи, беседы с учителями других предметов (истории, биологии, природоведения, природопользования и других) показали их возросший интерес к изучаемой проблеме и были высказаны пожелания создания учебного пособия и издания программы для практического использования.
Однако в ходе исследований были выявлены новые проблемы: отсутствие методических рекомендаций и разработок, контурных карт и тематических карт по своему району, отсутствие достаточного финансирования на внедрение программы и курса "Кулебаковедение" (издание программы, учебного пособия и ряд других элементов учебно-методического комплекса).
Но мы считаем, что истинная любовь и уважение коренных кулебачан к своему родному краю позволит положительно разрешить все возникающие проблемы, ибо начатое доброе дело может остановиться на полпути.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Баранский Н.Н. «Методика преподавания экономической
географии». М., 1960 г.
Белявич Н.В. и др. «Методика преподавания географии». М. Просв.,
1974 г.
Бороздинов Н.М. «Кружок краеведения». М. Просв., 1970 г.
Даринский А.В. и др. «Краеведение» (пособие для учителя. М.
Просв., 1987 г.
Дробижев В.З. и др. «Историческая география СССР». М. Высшая
шк., 1973 г.
Историческое краеведение (пособие для студентов) М. Проев., 1969 г.
Игнатьева Г.А. Волкова В.О., Шишкина О.П. «Дидактика
развивающего обучения». Н.Новгород, НИРО, 1998 г.
Игнатьева Г.А., Золина Н.И. «Изучение географии Нижегородской
области в школе» (методические рекомендации). Н.Новгород, НИРО,
1999 г.
Калинин М.В. «О воспитании и обучении». М., 1957 г.
Ю.Кирьянов Н.А. «Краеведение - каждому учителю» (ст. в газете
«Учительские кадры»).
И.Крупская Н.К. «Педагогические сочинения» т. 3. М. 12. Матрусов Н.С. - «Школьное краеведение» (журнал «География в
школе» №3, 1963 г.) В.Матюшин Г.Н. «Историческое краеведение» (пособие для
студентов). М. Проев., 1987 г. 14. Методика обучения географии в средней школе (под редакцией
А.Е.Бибик). М. Просвещение, 1968 г. 15.Мазуфаров В.Г. «Краеведческий принцип преподавания» (журнал
«География в школе» №5, 1970 г.).
Никонова М.А. «Практикум по географическому краеведению». М.
Просв., 1985 г.
Психологический справочник учителя (Фридман Л.М., Кулагина
Н.М., изд-во «Совершенство», 1998 г.).
Психология Немов Р.С. М. «Просвещение» «Владос», 1995 г.
«Психология образования»
Сафиулин А.З. «Географическое краеведение в общеобразователь¬ной школе» (Пособие для учителя). М. Просв., 1979 г.
Середа В.Н. «Система внеклассной работы по географии в средней
школе». М. Просв., 1972 г.
Сергеев Н.С., Сергеев В.Н. «Краеведческая работа в школе». М.
Просв., 1974 г.
Строев К.Ф. «Краеведение» М. Просв., 1974 г.
Строев К.Ф. «Методика изучения экономической географии СССР».
М. Просв, 1973 г.
Фридман Б.И. «Без географии нет полноценной культуры» (журнал
«Педагогическое обозрение» №1, 1998 г.).
Экологическое образование школьников (сборник программы).
Н.Новгород, 1993 г.
Юньев Н.С. «Краеведение и туризм». М. Знание, 1971 г.
Изучение Горьковской области в курсе географии, Г., 1989 г. во
внеклассной и внешкольной работе (Рекомендации ГО НУУ).
Игнатьева Г.А., Сухов В.П. «Организация самостоятельной деятель¬ности учащихся в едином курсе географии России и Нижего¬родской области (методические рекомендации). Н.Новгород, 1992г.

trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: / оценить новость:
Добавить комментарий к «Историческая география Кулебакского района»
Имя

E-mail

angry evil grin laugh sad smile wink 



© 2008 – 2015 Администрация Кулебакского района | разработка и дизайн Виртуальная Выкса